Отцы и дети: век XXI

 

Дети за рулём

- Артём, ты почему отказался от медосвидетельствования?

Парень отводит глаза, переминается с ноги на ногу. Наконец произносит: «Был пьян». Впрочем, и отказ от прохождения освидетельствования приравнивается к состоянию алкогольного опьянения. И штраф за это полагается — 30 тысяч рублей.

- А можно как-то смягчить? - растерянно спрашивает мама шестнадцатилетнего Артёма, нам сейчас и за учёбу надо платить…

- Нет! - члены комиссии категоричны, и не потому, что бесчеловечны — по закону не положено.

В свои шестнадцать без водительских прав Артём катался на мотоцикле. Не повезло — остановили сотрудники ГАИ. А может быть, наоборот, повезло?! Заплатит семья штраф в              30 тысяч рублей, зато мотоцикл уже продан, и без жертв обошлось.

На заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав такие случаи не единичны. То там, то здесь юные «шумахеры» испытывают судьбу. И что в этих историях самое странное, родители подростков, по сути нарушивших закон, часто абсолютно равнодушны к происходящему. Заботит их, конечно, то, где взять деньги на оплату штрафов. Высказываются иногда и недовольства в адрес членов комиссии.

- Нечего меня тут воспитывать! - заявила одна из матерей, которой пытались объяснить, что несовершеннолетним, не имеющим прав управления, не место за рулём.

Её сыну тоже ещё не исполнилось 18. Ночной Курск. Парень на незарегистрированном мотоцикле без водительских прав. Штраф за такое правонарушение колеблется от 5 до 15 тысяч рублей.

- Родители сами покупают детям мотоциклы, мопеды, а иногда и автомобили, нарушая тем самым действующие законы, и совершенно не задумываясь о последствиях, - констатирует начальник отдела по делам несовершеннолетних ОМВД России по Курскому району Светлана Волкова. - Либо думают: уж с нашими детьми точно ничего не случится.

Ещё как случается. Весной этого года на комиссии по делам несовершеннолетних рассматривали дело, когда двое парней, которым ещё не было 16-ти, разъезжая по населённому пункту, сбили двух девушек. Девчонки, по счастливой случайности, пострадали несильно и после осмотра в больнице их отпустили домой.

Как оказалось, один молодой человек без спроса взял отцовскую машину. Его товарищ попросил прокатиться, сел за руль… Уже потом выяснилось, что делал он это в первый раз. Неудивительно, что с управлением не справился.   

 

Снова — на исправление

Мы разговаривали с начальником ПДН в отделе — уточняли статистические данные. Так, с начала этого года на учёт в подразделение было поставлено 76 нарушителей, снято с учёта за этот период 56 подростков. В настоящий момент под контролем находятся 77 несовершеннолетних. 

Большинство подростков попадают сюда за административные правонарушения, такие, как курение в общественных местах, употребление спиртного и т. д.. Есть и более серьёзные провинности. Например, трое обвиняются в совершении кражи, один - в нанесении телесных повреждений.

...В этот момент сотрудник полиции привёл очередного нарушителя. Парнишка, уже знакомый нам: рассказывали его историю после одного из заседаний комиссии по делам несовершеннолетних. Его уходы из дома не прекратились. Вот и в понедельник с рюкзаком он отправился в школу, до которой не дошёл. Не отыскался и к вечеру. Дома забили тревогу, а на следующий день утром родители в который раз сообщили о пропаже чада в полицию. Отыскали подростка в городе, с другом. В рюкзаке — ни учебников, ни тетрадей. Зато нашли туалетную воду и таблетки от горла. Не отказываются ребята от сигарет и алкоголя. В школе разводят руками, родители переживают.

- Где ты ночевал? Чем занимался? - пытаются добиться от Павла сотрудники ПДН. Он молчит. Потом кое-как односложно начинает отвечать на вопросы.

- Что дальше? - интересуюсь у сотрудников.

- Отсюда отправим в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Там задержат на 48 часов. Потом через суд будем добиваться продления до 30 дней. К постоянным уходам из дома теперь добавились и правонарушения. В отношении Павла возбуждено уголовное дело по факту кражи мобильного телефона, - поясняет Светлана Волкова. - Именно так, как правило, и заканчиваются детские похождения. В большинстве случаев подростки либо сами нарушают закон, либо попадают в неблагополучные компании.

В этом году Павла уже в третий раз помещают в ЦВСНП. Не помогает. Не могут договориться с сыном и родители.

Сколько подобных историй можно услышать на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, когда взрослые не понимают детей, не уделяют им должного внимания, а дети не слышат взрослых. Вот ещё несколько ситуаций для размышления.

 

Бабушкин тайник

Четырнадцатилетний парень обвиняется в вымогательстве большой суммы денег у товарища, которому всего 11 лет. Заведено уголовное дело. Ущерб — более 200 тысяч рублей. В процессе выясняется, что вымогательства-то никакого и не было. Парнишка сам нашёл бабушкин тайник, откуда потихоньку таскал немалые суммы. На них он угощал ребят шашлыками, покупал дорогую технику, водил в сауну (дети отпросились у родителей переночевать у друзей)! Кто научил мальчика сорить деньгами, которые он не заработал? Почему другие подростки не остановили своего товарища?

- Подростковый возраст - непростой, - говорят психологи. - В этот период детям нужны внимание и контроль. Ребёнок отпрашивается на ночь к другу. Разрешить или не стоит? Если уж решаетесь — проконтролируйте. Контакты и друзей, и их родителей нужно знать обязательно. В какую семью вы отпускаете ребёнка? Чем он будет там заниматься?

 

Ушла жить к папе

- Ну что я сделаю? Она так захотела, - отрешённо произносит мама.

Отец девочки не так давно вышел из мест лишения свободы и, похоже, воспитанием дочери как не занимался, так и не занимается. Ей нужна вседозволенность, папа — её предоставляет. А мама? Заставляет учиться, помогать по дому, накладывает ограничения.

- Ты понимаешь, что не можешь самостоятельно решать ещё, где жить, что за тебя ответственна мама? - обращаются к школьнице члены комиссии. 

Надменный взгляд: ага, щас… - Катя даже не скрывает своего отношения и к маме, и к окружающим её взрослым людям. А девочке только четырнадцать, впереди — беда...

 

Мне такой сын не нужен...

В субботний вечер обратилась в полицию женщина: «сын ушёл из дома». Она была не трезва. Оказалось, в таком состоянии она пребывала с утра. С ребёнком поскандалили и в эмоциях мать выкрикнула: мне такой сын не нужен. Он ушёл, долго бродил по улице, пока телефон не разрядился. Вечером вернулся домой, но мама двери не открыла: она была пьяна…  

 

«А алименты платить?»

На комиссии рассматривается заявление о лишении родительских прав. Биологический отец уклоняется от уплаты алиментов. Он пристрастился к спиртному — не до сына. Вот и не воспитывает, не видится с ним, не помогает. Брак давно расторгнут, да и на лишение мужчина согласен. Наказание — исправительные работы. И это можно.

- Неужели вам всё равно? - не выдерживают члены комиссии.  

- Есть немного... на сердце… - мужчина наиграно прижимает руку к груди. И более искренно, с надеждой в голосе - а алименты? Не надо будет платить?

- Надо, - огорчают его сотрудники. - Нравится вам или нет, но это ваш ребёнок!

  1. Собственно, к этому и хотелось подвести: нравится или нет, но это наши дети, со своими характерами, привычками, следствиями воспитания. И их нужно слушать, слышать и понимать! В подростковом возрасте — особенно. Дарить им любовь и внимание. Знать, с кем они общаются, в чьём окружении находятся, ведь не всегда поведение подростка определяется условиями в семье. Даже в благополучных ячейках общества конфликты «отцов и детей» - не такая уж редкость. Главное выйти из них — с достоинством и без потерь.

Имена героев изменены по этическим соображениям, фото fakty.ua