На сцене драмтеатра «Луи де Фюнесы»?...

Шутка ли, но день магната начался с того, что к нему пришёл его управляющий и сообщил, что обокрал его на кругленькую сумму, затем, незамужняя дочь сообщила о своей беременности. И это только начало! Дальше неприятности росли, словно снежный ком... Нет, пожалуй, как мыльный пузырь. Даже месяца не минуло с тех пор, как Курский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл очередной театральный сезон и снова на выходных порадует курян очередной премьерой! На этот раз эксцентрической комедией в 2 действиях «Переполох в доме Барнье», поставленной по пьесе Клода Манье «Оскар». 

Иногда случается так, что выстроенная и отлаженная годами жизнь вдруг лопается, как мыльный пузырь. Так случилось у владельца фабрики по производству мыла Бертрана Барнье. Шутка ли, но день магната начался с того, что к нему пришёл его управляющий и сообщил, что обокрал его на кругленькую сумму, затем, незамужняя дочь сообщила о своей беременности. И это только начало! Дальше неприятности росли, словно снежный ком... Нет, пожалуй, как мыльный пузырь. Даже месяца не минуло с тех пор, как Курский драматический театр имени А.С. Пушкина открыл очередной театральный сезон и снова на выходных порадует курян очередной премьерой! На этот раз эксцентрической комедией в 2 действиях «Переполох в доме Барнье», поставленной по пьесе Клода Манье «Оскар».

Как шла работа над спектаклем, поделились: заведующая литературной частью театра Ольга Люстик, режиссёр-постановщик - заслуженный артист России Александр Швачунов, ассистент режиссёра, актёр драматического театра Сергей Малихов. Кстати, Александр Сергеевич и Сергей играют в спектакле и главные роли – Бертрана Барнье и его управляющего - Кристиана Мартена.

- Ольга, почему выбор пал именно на эту пьесу?

- Причина на самом деле немного банальна — это очень кассовый спектакль, потому что в каком бы городе его не ставили — зал всегда полон. «Оскара» зритель принимает «на ура». Что не удивительно, так как Клод Манье считается одним из лучших французских комедиографов. С другой же стороны, посмотрев спектакль, зритель не только насладится тонким юмором «комедии положений», но и увидит историю одной семьи, причём с хорошим финалом, и с удовольствием проследит за любовными перипетиями героев. Словом, зритель не только от души посмеётся, но и сделает какие-то выводы для себя.

А.Ш.: - Лично для меня эта история о том, что не стоит копить земные сокровища и привязываться к ним.

- Александр Сергеевич, известно, что по мотивам пьесы снято два фильма, причём один со знаменитым Луи де Фюнесом в главной роли. Не было опасений, что начнёте подражать известному актёру?

А.Ш.: Нет. Да и на мой взгляд, это глупо, потому что оригинал при любом раскладе лучше копии. Мы решили сделать эту историю немного иначе. Дело в том, что во французском фильме «Оскар» есть звезда – Луи де Фюнес, а все остальные актёры вокруг – это некий «гарнир». Наша труппа пошла иным путём: в спектакле все актёры и, кстати, актрисы — это «Луи де Фюнесы». Мы старались, чтобы в нашем актёрском ансамбле у каждого был свой отдельный эпизод, который подарит зрителю массу положительных эмоций.

С.М.: - Тем более в программке жанр спектакля заявлен как «эксцентрическая комедия». И поэтому образы в ней гротесковые - несколько преувеличенные.
- Очередной мой вопрос ко всем. Вам не кажется, что в наше время существует кризис комедии?

О. Л.: - Да, вы правы. А причина в сценарии. Кризис наступил в писательской среде. Сейчас практически нет хороших драматургов. Я это вам как профессионал говорю. К сожалению, многие драматурги не знают элементарного - законов театра. И Клода Манье в наше время можно смело назвать французской классикой XX века.

С. М.: - Я вообще не сторонник того, чтобы комедий в репертуаре театра было больше, чем серьёзных спектаклей. Кстати, как-то наш художественный руководитель Юрий Бурэ высказал такую гипотезу: комедийные постановки обычно превалируют в репертуаре в тех городах, где во время Великой Отечественной войны были серьёзные бои. И я с ним согласен. Курский зритель словно жаждет юмора. К примеру, буквально на днях, в кинотеатре я смотрел психологическую драму «Джокер» и был поражён, потому что люди в зале и в этом фильме нашли над чем посмеяться!

А.Ш.: Возможно это будет ложкой дёгтя, но драматический театр в Курске один и труппа не может себе позволить играть только «Гамлета». И если говорить о кризисе данного жанра, то в театре комедия должна быть высокого качества. И в нашем репертуаре мы стараемся эту марку держать. Заметьте, в репертуаре есть пьеса Рея Куни «Номер 13». Так за неё автор в своё время получил премию Лоуренса Оливье. То есть, это достойный материал. С другой стороны, многое зависит и от режиссёра, ведь можно любую пьесу испортить пошлостью, а можно телефонный справочник превратить в нечто интересное!

- Александр Сергеевич, Сергей, вы же ещё и главные роли играете. Как удаётся сочетать актёрство и режиссёрство?

С.М.: - Считаю, что очень важно, когда режиссёр знает актёрскую школу, потому что он думает не только о картинке со стороны, он одновременно внутри спектакля. Так бывает очень редко. К тому же для меня лично актёрская и режиссёрская профессии неразрывны, потому что когда актёр работает над ролью, он так или иначе становится её режиссёром. Поэтому, Александр Сергеевич не случайно является одним из «топовых» артистов Курского драмтеатра.

А.С.: - Я не считаю себя режиссёром. Я — актёр, который иногда ставит спектакли. Просто меня так учили — предлагать режиссёру свои варианты, а его дело уже выбрать. Но совмещать эти профессии тяжело. Потому что режиссёр — это некий контроль для актёра, который подсказывает, правильно ли он что-то делает на сцене. С другой стороны, когда актёр начинает себя во всём контролировать, он становится неинтересен зрителю.

О.Л.: - А что касается спектакля, всё же последнее слово за зрителем. Ведь, как известно, лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать.