Подвиг во имя Родины
- Справочное бюро
- 04 февраля 2026 г.
25 января 1943 года войсками 60 армии был освобожден от фашистов город Воронеж, а 29 января крупный железнодорожный узел Касторная.
В итоге этой операции войска Воронежского фронта очистили от противника значительную часть территории Воронежской и Курской областей с городами и крупными населенными пунктами: Воронеж, Касторное, Старый Оскол, Новый Оскол, Волоконовка. Все это создало благоприятные условия и для освобождения Курска.
Непосредственно на Курск из района Касторное наступала 60‑я армия прославленного полководца, генерала Ивана Даниловича Черняховского, имя которого носят теперь многие колхозы, улицы городов и сел нашей области.
Курску фашисты придавали большое значение, они использовали его, как крупный железнодорожный узел для маневра войсками и боевой техники и особенно для переброски войск на Ростовское направление, где фашисты терпели поражение.
Падение Курска ставило под угрозу второй крупный железнодорожный узел – Льгов и создавало угрозу крупным фашистским группировкам войск, обороняющим Харьков на юге и Орел на севере.
Гитлер своим приказом назначил начальником обороны Курска генерал-лейтенанта Шнейдера. Следовавшая по железной дороге из Франции 327 пехотная дивизия для усиления войск, терпящих поражение на Кавказе, была остановлена в районе Курска и передана в распоряжение начальника обороны Курска, а из Орла были срочно переброшены подразделения четвертой танковой дивизии.
Таким образом, к моменту подхода войск 60‑й армии к городу в Курске и его окрестностях сосредотачивалась довольно сильная группировка фашистских войск. В городе начались спешные оборонительные работы. Ввиду сильных морозов стали приспосабливать к обороне дома, особенно каменные, а жителей выгоняли на улицу. Во многих домах были установлены пулеметы, орудия, а в некоторых даже танки.
3 и 4 февраля разгорелись жаркие бои за Щигры и Тим. Фашисты несколько раз переходили в контратаки, особенно сильное сопротивление оказали они в боях за Тим.
Вторым рубежом, где противник оказал яростное сопротивление на подступах к Курску, был рубеж – Беседино – Ноздрачево. Но в результате сильного огневого боя, контратак к исходу 6‑го февраля здесь фашисты были разгромлены и с большими потерями отошли на восточную окраину города, оставив на поле боя сотни трупов солдат и офицеров.
13‑я армия генерала Пухова также успешно продвигалась вперед. В районе станции Золотухино перерезала железнодорожную магистраль Курск – Орел и успешно развивала наступление на город Севск.
60‑й армии с ходу городом Курском овладеть не удалось. Наиболее упорное сопротивление враг оказал в районе железнодорожной станции, где вели кровопролитный бой 248‑я отдельная стрелковая бригада, сформированная из моряков, 322‑я стрелковая дивизия Перекальского и часть сил 280 стрелковой дивизии. Сильное огневое сопротивление противник оказал с западного берега реки Тускарь.
Задача состояла в том, чтобы обойти город Курск с юго-запада, овладеть станцией Рышково, селом Цветово и отрезать пути отхода противнику на Льгов и Обоянь.
В ночь на 8‑е февраля после мощного артиллерийского налета по огневым точкам противника как на переднем крае, так и в глубине, начались наши атаки.
121 стрелковая дивизия и 248 отдельная стрелковая бригада совершили ночной марш из района Лебяжье– Клюква и одновременно с главными силами атаковали противника. Особенно продолжительный и тяжелый, по глубокому снегу в тридцатиградусный мороз, пришлось совершить марш 121 дивизии из Лебяжьего к Рышково и Цветово.
8‑го февраля в час ночи на лыжах, в маскхалатах передовые подразделения, не встретив сильного сопротивления, к 3 часам ночи достигли Рышково. Разведкой руководил прославленный в боях под Воронежем начальник разведки дивизии майор Яковенко А. Ф. (ныне полковник, военком города Енакиева). Более 70 фашистов уничтожили разведчики и 50 взяли в плен.
Но удержать Рышково разведчики не смогли и под натиском превосходящих сил вынуждены были отойти на юго-восточную окраину станции. В этом бою особо храбро действовали командир взвода разведчиков лейтенант Иван Ярошенко, командир взвода лейтенант Иван Кощеев, помощник командира взвода сержант Чернов, разведчики Бублик, Попов, Кудиной. Все они, получили правительственные награды.
К пяти часам утра подошли передовые батальоны полков дивизии и снова атаковали Рышково. Завязался жаркий бой. С падением Рышково противник лишался важных путей на Обоянь и Льгов, больших запасов вооружения.
К рассвету 8‑го февраля части 121 дивизии полностью овладели станцией Рышково, населенным пунктом Цветово и тем самым лишили возможности фашистов отступления по обоянской и льговской дорогам. В бою особо отличился командир батальона майор Альбетков Вениамин Валеевич, ныне полковник запаса, Герой Советского Союза проживает в Москве.
С рассветом 8‑го февраля после короткой, но мощной артиллерийской подготовки соединения армии перешли в атаку.
Командир дивизии подполковник Перекальский, уточнив обстановку, организовал взаимодействия наступающих частей и подразделений. По его команде из всех, огневых средств дивизией был дан сильный огневой налет по огневым точкам противника, большинство из которых было уничтожено и подавлено. Наступающие подразделения начали успешное продвижение вперед, с ними шел и командир дивизии. Но уцелевшие огневые точки открыли огонь по наступающим боевым порядкам. Достигнув района мединститута, Перекальский вдруг остановился, стал опускаться на колено, к нему подбежали боевые товарищи и увидели, что командир ранен. Перекальский скомандовал уже ослабленным голосом: «Вперед, товарищи, вперед!», – и лег на бок. Тяжело раненого Перекальского доставили в один из домов, где располагался передовой медицинский пункт полка. Попавшая в область сердца вражеская пуля оказалась смертельной. Спустя двадцать минут после ранения, подполковник Перекальский Степан Николаевич, командир 322 стрелковой дивизии, скончался. У тела павшего Героя собрались бойцы и командиры его дивизии и дали клятву отомстить фашистам за смерть своего любимого командира.
Рота лейтенанта Чернова очищала от противника улицу имени Ленина. В 11 часов 8‑го февраля она заняла здание нынешнего Дворца пионеров и водрузила над ним Красное знамя. Курск был взят.
Гитлеровцам стало ясно, что вывезти из Курска накопленные ими миллионы снарядов, пятнадцать тысяч авиационных бомб, огромное количество взрывчатки не удастся. Они решили взорвать слои склады, когда в город войдут советские войска. Одновременный взрыз такого гигантского масштаба мог причинить неизмеримый ущерб городу, могла погибнуть большая часть жителей, войска, техника.
Но почему же не сработал в рассчитанное фашистами время взрывной механизм?
Войска- 60‑й армии, проявляя массовый героизм и мужество, выбили фашистов из города раньше, чем они предполагали. Когда наши войска вошли в город, то до взрыва оставалось до четырех суток. Этого времени было достаточно, чтобы разминировать оклады.
В шесть часов утра 9‑го февраля 1943 года, после боя Кремлевских курантов, московское радио сообщило: «Наши войска заняли город Курск».
Пятнадцать месяцев и четыре дня находился Курск под пятой гитлеровцев.
Радостно и взволнованно встречали нас жители города.
Наступление наших войск продолжалось далеко на запад, к рубежам, по которым образовалась Курская дуга.
Вечной будет слава героев – освободителей древнего Курска!
А. КИСЕЛЕВ,
участник боев за Курск, комиссар полка,
полковник запаса.
«Сельская новь» №17 от 08.02.1973 года