Большой экран или планшет?

 

 «Удивительно, но школьники-мальчишки, которые, казалось бы, сегодня знают о технике все, думают, что для того, чтобы показывать кино, достаточно нажимать кнопку», - начинает экскурс в мир пленочного кино почетный кинематографист России, киномеханик Елена Киселева. А те из них, кто побывал у нее на рабочем месте в МКУ «Черемушкинский СДК», восторгаются: «Мы и не ожидали, что все это так интересно, тетя Лена!»

С «мальчишками» в разговоре вообще путаница вышла.

-Моим мальчикам по 25 лет, - так нежно величает кинопроекторы Елена Николаевна. По возрасту почти артефакты. Сама она начала работать киномехаником двадцать три года назад, неожиданно даже для себя самой:

- По образованию я повар, а в Черемушки приехала после замужества. Киномеханик в поселке был, Женя Талдыкин, творческий молодой человек. Я же тогда работала кассиром, продавала билеты, возила отчеты в районную администрацию. Как-то заглянула сюда, а Женя спрашивает: «Хочешь, покажу, как кино крутить?». «Хочу», - говорю. Он показал самое основное и говорит: «Я тут выйду ненадолго, если что, переключишь». Как-то вместе отвозили отчет, Женя ставит начальника в известность: «Михаил Григорьевич, я увольняюсь». «Как? Кто же вместо тебя?» «А вот, она».

Директор кинофикации района (в администрации района был отдел) Михаил Григорьевич Мазуров душой болел за кино... Месяц я училась на курсах киномехаников, через год получила первую категорию.

Работа киномеханика в прямом смысле тяжелая, особенно раньше, когда фильмы шли конвейером, и требует определенной осторожности.

- Когда меняю лампу, обязательно надеваю защитную каску, ведь приходится иметь дело с газом ксеноном. У предшественника был случай, когда взорвался кинопроектор, - делится нюансами Елена Николаевна. - Заряжаю бобину... Фильм на отдельных рулонах. Полуторачасовой фильм — 6 рулонов, а это пять раз перемотать. Физически тяжело, металлическая коробка фильмоноска весит прилично, а носить на второй этаж. Как-то я задалась целью посчитать, сколько тяжестей приходится поднимать за один сеанс — в общей сложности вышло около 250 кг. Так это сейчас у нас идет один фильм в неделю, а в конце восьмидесятых — 24 в месяц. Фильмы тогда индийские были в моде, много «банок» пришлось переносить.

Теперь трудно представить жизнь без кино, хотя оглянуться немного назад — даже цветные телевизоры были не в каждом доме, не говоря уж о видеомагнитофонах.

- В те времена если на фильм приходили 30-40 человек, он считался слабеньким, а если от семидесяти — хорошим, - продолжает собеседница. - Сейчас столько собирает редкая картина. При том, что в прокате в основном новые фильмы.

Даже когда уже появилось видео, «Унесенные ветром» собрали в Черемушках 142 человека, а «Маленькая Вера» - 162. Настоящий аншлаг был на показе польской мелодрамы «Знахарь». Люди приходили за 10-15 минут, сидели на стульях в проходе.

И это при том, что зал рассчитан на 330 мест. Правда, из-за того, что стулья имеют свойство изнашиваться, сейчас осталось 250. Сцена профессиональная четырехкулисная, большой экран.

- Сейчас график передвижения картины строится так, что больше 3-4 дней фильм в одном месте не задерживается, а раньше показывали, пока шли люди. - продолжает Елена Николаевна, - Повторы выдерживают разве что мультфильмы. Да еще фильм «Принц Персии» по повтору сработал даже лучше, чем в первый раз — 75 человек пришли.

Когда же «Шрек навсегда» шел второй раз, перед началом сеанса слышу в фойе, как улей, дети и родители волнуются. Кассирша не спешит, так как в последнее время, что скрывать, не избалованы мы большим наплывом зрителей. Говорю ей: «Тут человек 70!» Больше ста зрителей было. Конкуренцию «Шреку» может составить разве что наша богатырская серия. Вообще считаю, что настоящие мультфильмы — наши и американские.

Что же касается художественных фильмов, Елена Николаевна считает, что среди отечественных сегодня есть что показать. Интересуют зрителя, причем всех возрастов, исторические фильмы. Радует, что на таких как «Война», «Звезда», «9 рота» бывают и 18-19 летние.

Пленочное кино сегодня с трудом выдерживает конкуренцию, не все фильмы есть на бобинах. А ведь еще не так давно, когда только появился в Москве фильм «Клеопатра», куда Елена Николаевна ездила на инвентаризацию, одна научная сотрудница, рассказывая о кино-новинке, которую еще не видела, между прочим бросила «пока до вас дойдет». А в Черемушках его уже показывали...

Да и 3D здесь посмотрели, когда многие городские о нем знали еще только понаслышке.

- Конечно, проще посмотреть фильм на планшете, но это же совершенно другие ощущения, - вздыхает Елена Николаевна.

А еще дети (и не только) уважают «тетю Лену» за то, что она поет в районном ансамбле и умеет перевоплощаться в любимицу и ночной кошмар ребят всех времен — бабку Ежку, специально купила даже седой парик и набор — нос с бородавкой и подбородок. У нее дома даже совы живут иногда, но о них мы расскажем в другой раз...

фото автора