Прощай, Кабул!

 

… До сих пор перед глазами это зрелище — более 450 самолетов кружатся в небе… Такая армада, как будто рой пчел из улья! Невыносимый грохот приземляющихся «Илов», «Анов», «Русланов». И так двое суток подряд, - начинает свой рассказ Валерий Николаевич Головин, участник боевых действий в Афганистане, ветеран вооруженных сил.

 Американский посол плакал

Самолет только касался взлетно-посадочной полосы, даже не глушил мотор, уже на оборотах должны были разгрузить технику, на что давалось не более десяти минут. В каждом самолете по две единицы техники, 15-20 человек. Говорили, что такими маневрами пытались запутать американскую разведку, и что американский посол, приехавший на утро на аэродром, увидев это, был шокирован и… плакал.

Не все долетели до Кабула. Один ИЛ-76 разбился над горами и упал в пропасть, 58 наших десантников и столько же человек экипажа погибли. Найти тела не удалось.

- Взошло солнце, я впервые увидел горы, на вершинах — снег, - продолжает свой рассказ Валерий Николаевич. - Чуть поодаль две палатки. Я заглянул в одну из них, увидел в ней генерала Рябченко, нашего командира дивизии. С ним был еще один человек, оказалось, это Бабрак Кармаль, прилетевший, чтобы вступить в должность президента демократической республики Афганистан.

Во дворце

- В Афганистан я вошел в составе 103-й воздушно-десантной Витебской краснознаменной дивизии, - вспоминает Валерий Николаевич. - 24 декабря мы приземлились в Кабуле.

У президента была личная охрана - наши спецподразделения «Альфа» (примерно 15 человек), батальон внутренней охраны (примерно триста человек, и я в их числе) и наружная охрана — более тысячи человек из числа афганской армии.

Повсюду стояли посты, контролировались все перемещения президента. Сопровождали его, если он выезжал куда-либо, за время моего пребывания в Афганистане это случалось лишь дважды: один раз на Олимпийские игры, сопровождали его до аэродрома, и один раз куда-то в провинцию. Все остальное время он находился на площади дворца. Собственно говоря, на его территории, три на четыре километра, мог бы разместиться целый населенный пункт. Внутри — казарма для личного состава, а сами апартаменты мы могли видеть только со стороны, но Бабрак Кармаль выходил к нам, разговаривал через переводчика...

Во дворце Валерий Головин встречался с летчиками-космонавтами СССР В.В. Терешковой и П.И. Климуком.  

По лезвию ножа

- 28 декабря артдивизиону нашего полка была поставлена задача: в районе кишлака Самох блокировать дорогу, ведущую из учебного центра к центру Кабула. По этому маршруту должна была пройти афганская танковая колонна, и она могла препятствовать маневрам наших войск, так как за рулем находились мятежники, которых поддерживали американцы. Однако мы просидели всю ночь в ожидании, а колонна не прошла. Оказалось, наши военные советники вывели из строя технику…

Ночью нас перебросили в Пули-Чархи, где наш дивизион и 1-й парашютно-десантный батальон 317-го полка освободили тюрьму. Мы брали ров метров 150 в длину, заваленный трупами. Пробили стену в тюрьме, где остались одни женщины, политзаключенные, которых по приказу предыдущего президента Амина должны были казнить. Мужчин, находившихся на другой части, уже успели расстрелять.

После боя охрана разбежалась, и из глинобитных помещений стали выходить изможденные голодные люди, многих выносили на руках. Они благодарили нас за спасение от верной смерти, обнимали, а бойцы делились с ними сухим пайком. Как оказалось, среди освобожденных была и жена президента, Анна Хита. Красивая брюнетка единственная из всех местных женщин, которых я видел, не носила паранджу. В январе она специально выходила к нам вместе с президентом, благодарила за спасение.

Воинское братство

- Что такое Афганистан? От Саланга до Термеза простиралось огромное маковое поле. На лошадях, верблюдах, ишаках караваны везли боеприпасы, оружие. И наркотики. Тогда впервые услышал, увидел, что это такое. Уничтожали это зло десятками тонн — представить только, какой урон для мировой наркомафии.

4 января 1980 года меня назначили в 317 ПДП помощником начальника службы РАВ (по боеприпасам). Моя задача состояла в обеспечении подразделений охраны боеприпасами, обучении личного состава офицеров. В Кандагар летал на ремонт боевых машин. В течение года ездил в командировки по сопровождению колонн с боеприпасами и продовольствием через перевал Саланг в сторону Термеза. Не всегда удавалось спокойно преодолеть весь путь. Случалось вступать в бой с «духами».

Однажды по пути следования в Кандагар вблизи Лашкаргаха наша колонна с боеприпасами и оружием для 3-го батальона полка была обстреляна и окружена бандитами. Благодаря умелым действиям минометчиков, нам удалось отбиться. На двух БМД из 9-й роты (командир старший лейтенант Тарасевич) к нам подоспела помощь.

На втором году службы я совершил три командировки в Кандагар: в одной сопровождал груз-200 (с погибшим начальником штаба батальона Воробьевым), две другие – участие в перевозке боеприпасов. Один из таких перелетов мог закончиться плачевно. У самолета АН-12 отказал двигатель. Экипаж ценой героических усилий дотянул машину до взлетно-посадочной полосы. Не успели мы выгрузиться, как самолет вспыхнул и сгорел, буквально, в считанные мгновения.

Каждый шаг — как по лезвию бритвы… В Афганистане Валерий Головин получил кантузию при транспортировании поврежденной боевой машины, которая перевернулась без двух опорных катков.

А дома ждали жена Римма с сыном Колей и дочерью Наташей.

 Домой!

- Тревожно было, конечно. Друг у дружки мы, жены служивших в Афганистане, узнавали новости, - рассказывает Римма Петровна. - В отпуск он приехал, помню, без предупреждения. Выбрит наголо, младший сын не узнал даже… Домой возвращался с боевыми друзьями... У них и сейчас настоящее воинское братство, стоят друг за друга горой.

Фотографии с боевыми товарищами на стенах квартиры, карта, где отмечены города, связанные с семейной историей, тесно переплетающейся с историей России, а во дворе надпись на гараже — «2 августа 1930 года День рождения ВДВ» — сделал внук масляной краской… Все указывает на то, что историю в этом доме чтут. Не удивительно… Отец Валерия Николаевича Николай Федорович и мать Антонина Яковлевна — участники Великой Отечественной войны.

Майор Головин награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III-й степени, является членом Правления Курского Союза десантников, членом Курской организации «Российский Союз ветеранов Афганистана». Сын Николай пошел по его стопам, был в двух командировках в Чечне. Награжден орденом Мужества.

Валерий Николаевич частый гость в школах, на многие мероприятия приходит вместе с внучкой Настей, которая не только побывала в таких знаковых для чтущих свою историю людей местах, как Прохоровка и Поныри, но и принимает участие в поисковой работе. И, конечно, гордится настоящим мужчиной — своим дедом.

фото автора