Русская сказка и быль


… Слушая историю непростой жизни Марии Ивановны Жиляевой, невольно вспоминаешь русские народные сказки о девчушках-сиротках, росших в селах, как бесхитростные цветы — символ верности Иван-да-Марья - по рощам и лугам, лесным опушкам. И ставших достойными уважаемыми людьми, как Мария Ивановна, на 100-летнем юбилее которой собрались родственники, глава Полянского сельсовета, представитель районной администрации.
В выходной день с утра едем в д. Саморядово Полянского сельсовета. Надежде Ильиной, главному специалисту-эксперту отдела соцобеспечения Курского района, предстоит вручить два письма Марии Ивановне Жиляевой— из Кремля и из Курской областной Думы. Оба — с добрыми пожеланиями и словами благодарности за достойно прожитые годы. Не много не мало - сто лет.
- Родилась еще до февральской революции, - с гордостью поведал зять Виктор Жиляев, - в Жердево 22 января 1917 года. Было их три сестры. Мать умерла, отец привел в дом вторую жену, которая родила ему еще четверых сыновей.
К тяжелому деревенскому труду Мария привыкла с малолетства. Первым делом работа, а потом уже — учеба. Так было заведено в доме. Тем не менее окончила Мария пять классов. По тем временам считалась образованной — книги читала, письма писала сама.
Побывала в Ленинграде. Незадолго до войны дядя, человек известный и уважаемый, контр-адмирал Федор Жиляев показал девчушке северную столицу.
Но праздник имеет свойство заканчиваться, Золушка снимает хрустальные башмачки и снова принимается за свою чечевицу. Снова потянулись чередой будни с их каждодневной крестьянской работой, в которые вместе с дымом и пеплом ворвалось страшное слово «война».
В тылу Мария копала окопы, разгружала товарные вагоны — сначала на курской земле, а затем в 1943-м была командирована в Москву на работу на железной дороге. Полную версию читайте в номере 6.