Педагогический век четы Рагулиных

Большой стол, подсвечиваемый лампой, стопки тетрадей и серьёзное лицо мамы, склонённое над одной из них. А также папа, всё время в окружении мальчишек и девчонок: проводит соревнования, учит ребят ставить палатки и водить трактор. Именно такими являются первые воспоминания о родителях у Светланы Быкановой (Рагулиной). Ведь Михаил и Валентина Рагулины всю жизнь проработали учителями в Гнездиловской СОШ Брежневского сельсовета Курского района. Мало того, что совместный стаж семьи насчитывает целых 107 лет, они также стали родоначальниками педагогической династии. О своих родителях накануне Дня учителя рассказала их дочь, кстати, тоже отдавшая Гнездиловской школе 18 лет, Светлана Быканова (на снимке с мамой).
- Светлана Михайловна, как встретились и познакомились Михаил Иванович и Валентина Ивановна?
- Мама родилась в селе Большой Змеинец Щигровского района Курской области. Она окончила Рыльское педагогическое училище и устроилась учителем начальных классов по распределению в Гнездиловскую школу. Была не только красавицей, но и спортсменкой - чемпионкой Курской области по легкоатлетическому кроссу, а также принимала участие в республиканских соревнованиях по лыжным гонкам.
Папу после армии приняли на должность методиста по спорту в колхоз и в Гнездиловскую школу - учителем физкультуры, а впоследствии и начальной военной подготовки – НВП, а также ОБЖ. Позже он поступил в сельхозинститут - на заочное отделение агрономического факультета. Он также вёл туристический кружок. Под его руководством ребята ежегодно выезжали на районные турслёты и добивались высоких результатов. Своими силами он и спортивную площадку оборудовал.
С мамой они сошлись как страстные любители спорта, к тому же, были одногодками и даже тёзками по отчеству – оба Ивановичи. А в Гнездиловской школе работала одна учительница – уже в возрасте была, и она как-то сразу поняла, что мама с папой очень подходят друг другу. Она однажды даже сказала им: «Вам надо пожениться».
К сожалению, в 2007 году папы не стало из-за болезни сердца. Но родители сумели привить мне со старшим братом Сергеем любовь к учительской профессии.
- И вы тоже стали педагогами?
- Брат сначала окончил Курское педагогическое училище - физкультурное отделение, а потом отучился заочно в Курском педуниверситете – на естественно-географическом факультете. Он работал в Гнездиловской школе учителем физической культуры 11 лет.
Я тоже окончила естественно-географический факультет Курского педуниверситета. Когда перешла на третий курс, вышла замуж и перевелась на заочное отделение. Меня в этот период попросили помочь в родной Гнездиловской школе: вожатой и преподавателем физкультуры. Трудовой стаж – 18 лет. Ушла с должности заместителя директора по воспитательной работе – здоровье стало подводить. Очень тяжело было прощаться со школой – привыкла, что меня окружают дети. Утешает одно: в семье есть продолжатель династии – племянница Елена (дочь брата) учится в Курском педколледже на третьем курсе.
- Есть такой стереотип: у учителей не хватает времени на собственных детей. Это так?
- Нет, это неверно. Родители всегда были окружены учениками, а мы с братом тут же, среди детворы, поэтому и не чувствовали себя брошенными. Дети раньше ходили по 14 километров в школу пешком, трудно было, особенно осенью и весной, когда дорога превращалась в месиво из грязи, асфальта-то не имелось. А всё равно стремились получить образование. Папа надевал охотничьи сапоги и помогал ребятишкам переправляться через лужи.
Это сейчас, не без поддержки главы Курского района Владимира Рыжикова, есть школьные автобусы, а также приводятся в порядок сельские дороги.
Как-то мама уехала на курсы повышения квалификации, и вернуться должна была поздно, а держали большое хозяйство с двумя коровами. Доить «бурёнок» надо было, а я в пятом классе – одиннадцать лет. Надоила целое ведро и, видимо, сделала корове больно. А она меня как хлопнула хвостом, я дёрнулась – и ведро опрокинула. Так расстроилась, причём не из-за того, что больно, а пролитого молока жалко стало!

- У вас в семье были традиции, связанные с профессией родителей?
- Нет, но в школе до сих пор есть обычай – поздравлять с праздниками тех учителей, которые ушли на заслуженный отдых. И к маме приходят её выпускники. Когда я стала классным руководителем, на Старый Новый год дети приходили ко мне в гости. Когда они выпустились и «разлетелись» кто куда, всё равно продолжают соблюдать эту традицию.
- Раньше у школы было больше функций: она не только учила, но и воспитывала. В современном мире воспитание – забота родителей. С чем те категорически не согласны. Как объяснить нынешним мамам и папам, что нужно тоже «включаться» в работу?
- Да, есть и такие родители, которые считают, что школа должна не только учить и воспитывать, но и одевать, а также кормить. Современным детям дали очень много свободы, внушили, что у них есть права, а вот от обязанностей освободили. Когда мы с братом росли, то всегда помогали родителям. У каждого была своя «зона ответственности». Я, к примеру, должна была натопить печь и почистить картошку. Мало того, что родители приезжали на автобусе, так ещё надо было пройти два километра от остановки по бездорожью, а ещё – с хозяйством управиться и тетради проверить.
Школа не может обучить всему, потому что большая часть всё равно идёт из семьи. Помню, у нас дома было правило: ни в коем случае не говорить плохо о педагогах, которые учили нас и работали с моими родителями. Школа и семья должны быть «на одной волне» и друг друга поддерживать – тогда будет хороший результат.
- Труд тоже неплохой «воспитатель», не правда ли?
- Безусловно! И дети, когда делают работу по дому, понимают, что ничего не падает с неба – всё достигается трудом. У нас, к примеру, возле Гнездиловской школы до сих пор есть участок земли, где у каждого класса своя делянка – для трудовой практики.
- Как ваши родители – педагоги, а потом и вы, справлялись со сложными учениками?
- К каждому ребёнку нужен свой подход. Когда начинала работать, разница в возрасте со старшеклассниками у меня была небольшая: мне 19, а им – по 16-17. Но справлялась. Самое главное, с детьми, как и с людьми вообще, надо по-доброму общаться, а не со злобой и раздражением. Грубость и унижение порождает только негативную реакцию в ответ. Отмечу, очень тяжёлых учеников у меня не было. Случалось разное: и домой приходилось бегать – будить и доставлять ученика в школу, и в полицию возить. Но наши дети не избалованы и они добрые в душе.
- Сейчас в системе образования проходят большие реформы. Как вы думаете, это необходимо? Или всё-таки уже пора остановиться?
- Нового и разного очень много. И это правильно - время не стоит на месте. Сейчас настолько бурно развиваются технологии, и дети намного быстрее их осваивают, чем взрослые. Они же настоящие специалисты по компьютерам и мобильным телефонам! И реформы, конечно, нужны. Единственное, в чём «проигрывает» сельская школа по сравнению с городской – в качестве и доступности новых технологий: не в каждой семье есть компьютер, да и Интернет не такой быстрый. Из-за этого не у всех есть доступ к тем же электронным дневникам, о которых сейчас так много говорят и пользуются ими, потому что это удобно.
- Каково ваше педагогическое кредо?
- Быть честной по отношению к детям и взрослым, не делать зла, потому что всё возвращается. А также совершать добро безвозмездно – не ожидая похвалы.