Практик и активист Сергей Забелин

Залитый солнечным светом небольшой кабинет с нехитрой обстановкой: стол, стул, компьютер. На стене несколько икон, среди них - образ Святителя Луки Войно-Ясенецкого, который был не только архиепископом, но и блестящим хирургом, а также автором легендарного медицинского учебника «Очерки гнойной хирургии». «Может, вы о нашем анестезиологе напишете? Пришла в Бесединскую больницу по программе «Земский доктор», отработала уже 5 лет и осталась трудиться в нашем коллективе дальше», - ответил на мою просьбу об интервью врач-хирург, заведующий хирургическим отделением Центральной больницы Курского района Сергей Забелин. Между тем, этому скромному человеку благодарные пациенты посвящают стихи, рассказывают о том, как он однажды нашёл иголку, но не в стоге сена, а в теле одной невнимательной любительницы вышивать. Итак, о проблемах современной медицины, о доверии пациентов и о многом другом мы побеседовали с Сергеем Александровичем.

- Для начала, расскажите немного о себе.

- Родился в Курске, однако когда мне исполнилось два года, семья переехала в город Елец Липецкой области. Там я в 1980 году пошёл в школу, закончил её в 1990 году. Так что у меня, как и у большинства людей в нашей стране, было советское детство — с пионерией и комсомолом, добрыми мультфильмами и кинолентами. Кстати, я всегда был активистом, несколько лет подряд меня председателем совета дружины в пионерской организации выбирали. В 1988 году за общественную деятельность даже путёвкой в «Артек» премировали.

- Сергей Александрович, что побудило вас стать врачом?

- Мама более 15 лет была главной медсестрой в хирургическом отделении Елецкой городской больницы № 2. Я часто приходил к ней на работу, видел, что такое здравоохранение изнутри, как оно было организовано, часто ел больничную кашу, ходил с врачами на первомайские демонстрации. Потом, когда перешёл в 8 класс, мама заболела. Состояние было тяжёлым: её оперировали в Липецке, был сепсис, но, слава Богу, спасли. После школы у меня сомнений не было, и я поступил в Курский государственный мединститут.

- Помните свою первую операцию?

- Конечно! Она была на шестом курсе института, в это время я уже проходил субординатуру. Тогда система образования была немного другая. С шестого курса готовили узких специалистов — на субординатуре. И это, на мой взгляд, очень правильно. В это время на базе Курской областной больницы нас поделили на группы по специальностям, так как кто-то выбрал общую хирургию, а кто-то, к примеру, торакальную или сосудистую.

- Вы какую хирургию выбрали?

- Общую. Моя первая операция состоялась в 1996 году в Курской больнице №4, и это была, конечно же, аппендэктомия или, как в народе называют, аппендицит. Уже заканчивая институт, я часто дежурил в городских больницах, при этом ассистировал при различных операциях. Опытные хирурги сразу замечают активных студентов и поддерживают их за инициативу. Потом у меня была интернатура в Курской городской больнице скорой медицинской помощи. Там уже я ассистировал больше, были у меня и самостоятельные операции. После интернатуры должна, по идее, быть платная ординатура, но я от неё отказался, так как в то время уже женился и стал молодым папой, поэтому надо было кормить семью. В итоге я пошёл работать на полставки врачом-хирургом в больницу скорой медицинской помощи и в медсанчасть «Счётмаша». Но всё же через год перешёл в Курскую центральную районную больницу, так как в ней была возможность больше оперировать.

- Не смущало то, что больница районная?

- Нисколько. Хотя, в те времена, а это было в конце девяностых годов, многие стремились всё же в городе работать. Но я рассматривал этот вариант с точки зрения возможности больше практиковать, так как в начале нас, хирургов, было в отделении двое, а потом я и вовсе остался один, так как коллега уволился и уехал. Кстати, я ещё опирался на опыт своих институтских преподавателей и тех врачей, что учили меня в городских больницах — настоящих профессионалов, которые свой путь начинали с сельских больниц, куда они попадали по распределению. То есть, все они прошли так называемую районную школу.

- Но с другой стороны, в районах и население не столь многочисленно, как в городе, а значит, и количество потенциальных пациентов не столь велико?

- Зато в той же больнице скорой медицинской помощи целый штат хирургов и у вас есть возможность сделать только одну-две операции в месяц, а то и вовсе за полгода.

- Многие профессиональные врачи замечают, что молодёжь сейчас боится трудностей. Вы разделяете это мнение?

- Дело в том, что трудности есть всегда. Но я считаю, что в любой профессии рост начинается с самостоятельной деятельности. Так что долой пап, мам и прочих покровителей, которые водят молодого специалиста за ручку!

- Сергей Александрович, вы застали советскую систему здравоохранения и сейчас трудитесь в современной медицине. Можете сравнить и сказать о минусах и плюсах?

- В современном мире происходит коммерциализация нашей отрасли. Раньше врач приходил на рабочее место, лечил и получал оплату. Сегодня заработная плата, к примеру, зависит от случаев, которые по-разному оплачиваются. К тому же, в больницах существуют определённые рамки: они должны лечить некое количество людей в месяц и если их будет меньше, лечебное учреждение ждёт штраф, та же ситуация, если больных больше. Тонкостей очень много. Современное здравоохранение в России переорганизовывается по западной модели, но увы не с теми финансовыми вложениями со стороны государства, как в тех же европейских странах, и, вероятно, не с тем менталитетом. Но, как бы ни складывались обстоятельства, больной в любом лечебном учреждении нашей страны всегда получит медицинскую помощь. Лечить его никто не откажется - мы же давали клятву Гиппократа, о которой так часто нам напоминают пациенты.

- Как вы завоёвываете доверие пациентов? У вас есть свой рецепт?

- В медуниверситете на стене плакат: «Если пациент поговорил с доктором, и ему не стало легче, то это не доктор». Доверие больного, прежде всего, зависит от воспитания врача. Во мне с детских лет воспитали уважительное отношение к людям.

- Какова нагрузка у хирурга?

- В среднем, веду 28-29 человек. В отделении 29 коек, половина из них занята больными, которые находятся на круглосуточном стационаре, а половина – на дневном. Иногда пациентов бывает больше 29. Так как больница у нас районная, то по части операций статистика отличается от городской. Мы в неделю делаем 2-3 крупных операции. Совершаем и малые хирургические манипуляции.

- Ваше отношение к врачебным ошибкам.

- Тяжело. Дело в том, что ошибки не всегда на сто процентов зависят от врача или медперсонала. Иногда подводит оборудование или стечение обстоятельств. К примеру, больному дополнительно требуется ультразвуковое исследование, а врач УЗИ в отпуске. Мы, конечно же, можем сделать данное обследование и поставить точный диагноз, но всё, что сделаем, не будет иметь юридической силы, да и у специалиста может быть на этот счёт совсем другие выводы. Все случаи индивидуальны, бывают и патологии, поэтому «подогнать» всех под один стандарт или алгоритм невозможно. Мы стараемся, чтобы ошибок не было, поэтому консультируемся с Курской областной больницей, с Центром медицины катастроф Курской области. Районные больницы не брошены и не «варятся в собственном соку». Бывают ситуации, когда врачи из областной больницы приезжают к нам и работают с нетранспортабельными больными, это и травматологи, и нейрохирурги, и другие специалисты. Кроме того, раз в месяц в медуниверситете проходит заседание хирургического общества, на котором мы разбираем случаи, делимся опытом. Чтобы знать, как поступить и не совершить ошибок. Скажу больше: медики общаются и делятся профессиональными секретами в сети интернет. Есть специальные закрытые соцсети для врачей: «Врачи РФ» и «Доктор на работе». Там можно познакомиться с техническими и другими новинками медицины, есть список обучающих конференций, которые можно посетить и так далее.

- Вам приходилось оказывать медицинскую помощь вне стен больницы?

- Да, и не раз. Около 9 лет назад ехал с работы, и в районе села Клюква произошло дорожно-транспортное происшествие. Столкнулся ВАЗ 2109 с КамАЗом. Сначала пришлось тушить машину, затем заниматься пострадавшими.

- Сергей Александрович, вы суеверный человек? Что-то делаете или наоборот не совершаете перед операцией?

- Когда операционная сестра помогает надевать мне перчатки, то всегда сначала подаёт левую, а потом уже правую. Вероятно, она проанализировала, что операция проходит успешнее, если соблюсти этот небольшой ритуал, а я не сопротивляюсь.

- Я вижу у вас на стене икону Святителя Луки Войно-Ясенецкого. Он для вас покровитель?

- Это подарок пациентов. У нас и в операционной икона Луки Крымского есть. Да, покровитель.

- Кто для вас является примером для подражания среди врачей?

- Мои учителя: Геннадий Алексеевич Бондарев – был главным хирургом Курской области, сейчас работает на кафедре последипломного образования в медуниверситете. Михаил Дмитриевич Сычёв – профессор, который заведовал кафедрой онкологии. В своё время Михаил Дмитриевич был главным хирургом Закавказского военного округа и семейным доктором у Шеварднадзе. Он преподавал у нас в субординатуре. Сергей Викторович Иванов – заведующий кафедрой хирургических болезней №1. Владимир Павлович Алименко – травматолог, с 2000 года работал со мной в Курской центральной районной больнице 10 лет. Дело в том, что он уже завершал свою карьеру здесь. Владимир Павлович был одним из первых основателей травматологии в Курской области. Он очень многому научил меня в этой области медицины. Тамара Фёдоровна Шурова – врач-хирург в Курской больнице скорой медицинской помощи. Она была моим наставником в интернатуре.

- Как вы считаете, Российская медицина развивается?

- Безусловно, но в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В Курской области много талантливых врачей, но нет такой мощной материально-технической базы, как в столицах.

- Смотрите фильмы или сериалы о медиках, может быть шоу?

- В кино много неправды. Не всё так красиво в нашей профессии. Фильмы не смотрю, а уж шоу – тем более! И врачей своих прошу сразу переключить. Основатели этих шоу очень далеки от практики. Это для обывателя интересно, а врачебная аудитория вряд ли оценит.

- Что бы вы посоветовали начинающим хирургам?

- Прежде всего, не унывать, когда на начальном этапе что-то пошло не так. Не воспринимать замечания как личную трагедию. Если есть желание, способности и ощущение, что это твоё – надо продолжать учиться и работать.