«Один прятался за сараем, другой прыгал с балкона»

Кристина Анатольевна в этой профессии совсем недавно, но направление, которое она ведёт, одно из приоритетных и сложных — взыскание алиментов. На сегодняшний день у неё на рассмотрении находится 450 исполнительных производств.    

- В основном обращаются женщины, уже имеющие на руках судебное решение, которое папа-должник исполнять не спешит. Тогда в работу вступаем мы, - говорит Кристина Шишкина.

Раньше после предупреждения должника сразу привлекали к уголовной ответственности. Теперь же, если гражданин официально не работает, его можно привлечь сначала к административной ответственности, если трудоустроен — вопрос решается с работодателем и штрафные санкции накладываются на него. Но такие ситуации, по словам Кристины Анатольевны, возникают нечасто. В большинстве своём должники не имеют официального места работы. Поэтому нерадивых отцов трудоустраивают в принудительном порядке: назначают в наказание исправительные работы. Десять процентов их заработной платы идёт в доход государства и до 70 процентов — на погашение алиментного долга.

Первым делом, при возбуждении исполнительного производства, судебные приставы выезжают по адресу должника, оценивают его имущественное положение, накладывают на имущество арест. В течение 10 дней владелец должен его выкупить, если этого не происходит — имущество отправляется на реализацию. Если вещи не распродаются, как чаще всего и бывает, их передают взыскателю, который может распоряжаться ими на своё усмотрение. А вот хозяин вещей, пока они находятся у него на ответственном хранении, трогать их не имеет права. Это наказуемо. В настоящее время рассматривается дело по факту продажи арестованного автомобиля.

- Бывали случаи, когда должники целенаправленно портили своё имущество, тот же автомобиль, например, лишь бы никому не досталось, - вспоминает Кристина Анатольевна. - «Я не буду ей платить!» -  часть мужчин именно так объясняют своё нежелание давать деньги. Стараемся объяснить им, убедить, что эти средства полагаются на содержание ребёнка, а не женщины. Первое время особенно тяжело было психологически. Начинаешь разбираться в ситуации, пропускаешь её через себя, ведь получается, что из-за разногласий взрослых страдают дети. А ситуаций каких только не бывает. Вот, например, недавно доставили молодого человека, а он заявляет: я и не знал, что у меня ребёнок есть. Это при том, что весной навещал и игрался со своим малышом. Возраст отцов-неплательщиков тоже абсолютно разный. Иной раз думаешь, когда он успел не то что злостным алиментщиком, а отцом-то стать. Бывает, что пап в розыск приходится объявлять.   

Так, в настоящее время в суде рассматривается дело в отношении гражданина, который уже привлекался к уголовной ответственности за неуплату алиментов сыну. Теперь с таким же иском выступила его вторая и тоже уже бывшая супруга. Здесь осталась маленькая дочка. Женщина подала на алименты не только на содержание ребёнка, но и на своё, ведь до исполнения девочке трёх лет она имеет на это право. Только вот мужчину никак не могли застать дома. Не являлся он и в отдел к судебным приставам, хотя приглашали его не раз. Пришлось объявить в розыск.

- Беседуем и с женщинами, объясняем, что в некоторых случаях лучше решить конфликт мирно, не доводя дело до суда, - говорит Кристина. - Объясняли одной маме, что если у отца будет судимость, в дальнейшем это может навредить ребёнку, например, закрыть путь в некоторые профессии. Но нет! Женщина хотела наказать неплательщика, и только во время судебного разбирательства она решила остановить процесс, но было уже поздно, её ходатайство суд отклонил.

Банально, но во время визитов судебных приставов им часто просто не открывают двери или  «играют в прятки». Из рассказов судебных приставов-исполнителей: должников находили за креслом, в тумбочке и даже в выключенном холодильнике! Один «папа» прятался от судебных приставов за сараем, а другой, пока они стучали в дверь, собирался прыгнуть с балкона первого этажа, но и там, увы, его поджидал сотрудник. «Зачем?» - задавали им потом вопрос. «Не знаю» - отвечали они.   

Можно спрятаться от судебного пристава и от закона на какое-то время, но от себя ведь не спрячешься, и взрослые люди должны это понимать и брать ответственность за свои поступки. К сожалению, многие из должников-алиментщиков напрочь лишены и ответственности, и родительского инстинкта, поэтому без работы судебных приставов, такой важной, сложной и порой опасной, никак не обойтись. 

фото автора