История успеха

Курский фермер поделился опытом получения гранта, рассказал о проблемах и актуальных тенденциях, с которыми придется столкнуться молодым фермерам. 

Курская область всегда была и остается регионом с мощным агропромышленным комплексом. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние годы прибыль аграрного сектора области растет ежегодно более чем на 12%.

Этому способствует многогранная поддержка молодых фермеров и предпринимателей  не только на региональном, но и на федеральном уровнях. Наиболее популярным инструментом поддержки являются грантовые конкурсы. О своем опыте получения гранта, переезде в село, проблемах и тенденциях в сельском хозяйстве рассказал Алексей Котельников, фермер из Поныровского района, победитель двух грантовых конкурсов.

 

- Алексей, насколько мне известно, вы выросли среди бескрайних полей,  в соседней с фермой деревне. Это правда?

- Все верно, здесь вырос, учился. Потом уехал в город по учебе и работе. Но, в конце концов, вернулся. Да и родительские корни здесь: мама и папа родились в этой же деревне, учились в той же школе, что и я. Все мы благодарны этой земле, она воспитала нас, дала все для жизни.

- У вашей семьи было свое хозяйство, животные?

- Да, конечно. Практически в каждой сельской семье был свой домашний скот. Без этого элементарно было не выжить. Сейчас, конечно, жизнь меняется, некоторые живут по какому-то минимуму, а сетевые магазины со всем необходимым уже повсеместно открываются и за городом. Мы старались держать животных всегда, за этим пристально следил отец. Он сам начинал в 90-е как фермер. То есть, забирал свою паевую землю в колхозе, пытался организовать ферму, но проблемы со здоровьем не позволили. Какое-то время его земельный участок пустовал. Уже впоследствии, мы вернулись из города ради именно этого участка. Долго ходили вокруг да около, но все же решили попробовать заняться животноводством, так сказать, профессионально.

- Сколько лет вы занимаетесь сельским хозяйством?

- Есть несколько точек отсчета: в целом, можно сказать, что всю жизнь. Но были перерывы на вуз и работу в городе. Хотя даже в те времена мы приезжали в выходные и отпуск на отцовскую землю. Осознанно мы подошли к вопросу в 2015 году, тогда с супругой решили организовать небольшое хозяйство на землях наших отцов, ведь тесть тоже был фермером. Но все это было какими-то наскоками в выходные. Основательно мы занялись сельским хозяйством шесть лет назад. Тогда передо мной был выбор: либо заниматься землей, либо оставаться работать в городе и забросить участок. Вот и сделал выбор в пользу земли. А три года назад получил грант как начинающий фермер. Больше я склоняюсь к тому, что в 2017 году пришло осознание, что буду заниматься землей. Это и есть главная точка отсчета.

- Как вы узнали о гранте?

- В конце 2019 года на площадке администрации Поныровского района проводилось собрание фермеров, подводили итоги года. Собрание традиционно посетили представители банков, кредитных организаций, МФЦ. Присутствовали также и специалисты Центра компетенции в АПК по Курской области. Они презентовали программы, которые предполагались в области на 2020 год для развития хозяйств, в том числе «Агростартап» и «Начинающий фермер». По первому были очень простые условия, даже ИП открывать не требовалось, а регистрировать бизнес нужно было уже после получения гранта. Хотели попробовать подать заявку именно на этот грант, но когда начали разбираться во всех тонкостях, поменяли решение. Оказалось, что для «Агростартапа» выделяли максимально 3 миллиона рублей, а бюджет начинающего фермера доходил до 5 миллионов рублей. Желающих на стартап было много и сумма начала постепенно уменьшаться, и мы с супругой решили рискнуть и подать заявку на грант «Начинающий фермер». Это было сложнее, пришлось открывать ИП и составлять бизнес-план. Основной деятельностью выбрали молочное животноводство. За него, кстати, комиссия давала дополнительные баллы, хоть это и набор баллов не был самой целью. Может быть, нам хватило бы и «Агростартапа» для наших планов, ведь мы хотели завести всего 30 голов, но к тому моменту у нас уже загорелись глаза, мы хотели развиваться и идти только вперед. Поэтому на «Начинающего фермера» шли осознанно, понимая, что уже точно будем заниматься животноводством.

Готовясь к гранту, мы много читали, смотрели коров, ездили на фермы перенимать опыт. Наконец, подали документы и стали ждать. Но все подзатянулось из-за пандемии и ковидных ограничений. Когда пришли результаты, мы очень обрадовались, ведь оказались в числе победителей. В том же году начали реализовывать грант и уже через пару месяцев привезли к себе животных. Выбор породы скота занял приличное время, ведь нужно было изучить каждую, посмотреть, кто лучше адаптируется под наш климат, какие дает показатели молока. И так получилось, что мы оказались в Карелии, в Медвежьегорске. Там, на месте, где снимали фильм «Любовь и голуби», стоит ферма, на которой пасутся, преимущественно, айрширские коровы. Их мы и купили. Представляете, на каких живописных просторах пасутся коровы в Карелии! Эта порода была широко распространена в Скандинавии и Ирландии, откуда и пришла к нам. Почему именно они? Потому, что очень хорошо переносят суровый климат. Но основное преимущество - сбалансированный процент белка, жира и питательных элементов в молоке. Все это позволяет использовать его в сыроварении.

Возможно, в дальнейшем, начнем собственную переработку, эти коровы просто созданы для этого! И мы не пожалели ни разу, что выбрали именно этих животных, очень довольны молоком, здоровьем, поведением. Это не значит, что их благополучием совсем не нужно заниматься, но если уделять им время, следить за чистотой, то они тысячекратно отблагодарят тебя.

- Cколько у вас всего голов?

- В этом году мы с супругой организовали семейную ферму, подали заявление на грант на то же молочное животноводство. И мы победили и реально набрали максимальное количество баллов. Благодаря этому у нас сейчас где-то пятьдесят голов дойного стада. Но обслуживать их становится уже трудно, хотя у нас и есть небольшой штат работников.

- Одни говорят, что работы за городом нет. Другие не могут найти работников. Парадокс? И как это исправить?

- Буквально в этом месяце было расширенное заседание Совета при Президенте, на котором обсуждали вопрос профильного образования и трудовых ресурсов. Я обратил на это внимание потому, что мы испытываем колоссальный дефицит в кадрах. Вот рядом с фермой стоит село Верхнесмородино, а рядом с ним, через речку, другое село - Нижнесмородино. В масштабах Поныровского района это два достаточно крупных села. В 90-е на территории этих сел было три школы, а сегодня только одна. Да и то учителей больше, чем учеников. Я все это говорю к тому, что если здесь не рождаются дети и не работают школы, то здесь никто не живет в принципе. Есть и те, кто остались на родной земле, но это преимущественно люди пенсионного или предпенсионного возраста. Молодежи здесь нет. При всем уважении к людям в возрасте, но это та категория, которая свое уже отработала. А работа в селе, так или иначе, связана с физической нагрузкой.  Отрадно, что в последнее время начали предпринимать меры для привлечения молодых людей в село, но для этого требуется не год, и не два. Как получатели гранта, мы взяли на себя обязательства по трудоустройству людей. Работу готовы дать всегда, но не всегда найдутся работники. А работы просто по горло, на любой вкус: скотники, кормочи, доярки, механизаторы, кормозаготовщики, водители техники. Если кто-то в средней полосе начинает уборку во второй половине июля и убирается до сентября, то мы убираем с мая по октябрь. В животноводстве процесс идет почти круглый год, ведь нужно заготовить корм для коров на зиму. Все это в одни руки не сделаешь. Мы и объявления размещаем, всему готовы обучить, но людей все равно нет. И я хотел бы развиваться, купил животных, технику,но в одиночку я не справлюсь, мне нужны сотрудники. И по большому делу проблема не от того, что кто-то уехал за большими заработками, а потому, что у нас наблюдается демографический кризис, особенно за городом. Причем даже из города нельзя завлечь людей, которые не были связаны с сельским хозяйством прямо или косвенно. Зарплатой не притащишь, деньги действуют только на первые месяцы. Да и менталитет другой, я, как бывший горожанин, ответственно заявляю. Людей для сельского хозяйства нужно с детства воспитывать на «земле».

- Насколько сельское хозяйство рискованный бизнес?

- Мы занимаемся и животноводством, и растениеводством, потому, что наших коров нужно кормить, а делать это на полностью покупных кормах не очень выгодно. В первое время пробовали пасти животных, но когда на зиму возвращали коров в помещение, то замечали разницу в молоке. В идеале, животных нужно пасти на культурных пастбищах, а для этого необходимо возделывать и засеивать поля. Но в центральной России дефицит земли: чернозём - преимущественно пахотная земля. Можно пасти в оврагах, как делали наши отцы и деды, но эти же овраги мы используем под выгул телят, животных, которые не приносят молоко. Основной риск здесь - погодный. Например, в ноябре прошлого года мы все еще убирали сою. Дождливая осень, малые объемы посеянных озимых культур, вот и вышли такие сроки. А сейчас даже в конце сентября 25 градусов «за бортом», суховей выдувает поля. И возникает резонный вопрос: как себя чувствуют озимые сейчас, какие всходы будут, как они уйдут в зиму. Это даже не столько риски, сколько особенность. А вот сложностей, вызванных следствиями погоды - масса.

Кроме того есть и другие моменты: то цены на пшеницу скачут, то стоимость дизельного топлива повышается. А сейчас главная беда в том, что кредитная ставка центрального банка поднялась с 7% до 13%. Это значит, что коммерческие банки будут кредитовать под ставку до 20%. А развиваться сейчас, не используя кредитный продукт, достаточно сложно. Можно и на своих деньгах, но получится так, что всю прибыль с урожая мы отправим на постройку фермы. А дальше что? На что сеять, поголовье, технику покупать? Если мы хотим, чтобы фермерство было в стиле: косой накосил, руками подоил, сам продал - то в принципе можно. Но таким способом развиться дальше 20 голов вряд ли получится. Некоторые личные подсобные хозяйства так и устроены. Но если говорить о полноценных хозяйствах, которые хотят наращивать производство, то им просто необходимы кредитные услуги. Сложно прогнозировать цены, кредитные ставки и так далее. Например, мне в августе предлагали аммиачную селитру по 14 рублей, а сейчас она 22. Вряд ли можно что-то спланировать. Подобная ситуация и с рынком сбыта: у нас в области основной покупатель молока - курский молочный завод, немногие сами перерабатывают свой продукт. Вот придите, посмотрите в магазине, сколько стоит бутылка молока с нормализованным процентом жирности. Дешевле 90 рублей вы не найдете. Я понимаю, что на цену влияет логистика, производственная цепочка, но сейчас молоко у нас, фермеров, покупают по 27 рублей. Тогда, как в марте оно было 35 рублей. А потом за полтора месяца, в середине апреля, оно упало до 25.  Риск ли это? Конечно. Экспорт сухого молока уменьшился, а значит, снизилось и его производство, тогда как натуральное хранится всего 36 часов, за это время его нужно реализовать. Молокозавод это прекрасно понимает и пользуется этим, вот и приходится нам снижать цену. Ведь мы никуда не денемся, на дорогу выливать не будем.

Это также влияет и на зарплаты людей: я нанимаю человека, говорю «за твою работу я буду платить тебе 50 тысяч рублей в месяц». И ты понимаешь, что у тебя есть определенный бюджет, из которого ты можешь взять свободные деньги и заплатить зарплату человеку.

Сельское хозяйство сложный и долгий проект. Например, чтобы корова начала давать молоко, должно пройти примерно 30 месяцев. А все эти два с половиной года я должен как-то кормить себя. То есть кредит беру сейчас, проценты плачу, а окупаться начнет, в лучшем случае, через 2,5 года. Это единственное, что ты понимаешь сразу. А вот снижение закупочной цены никто и не предполагал. Говорил кто-то заранее об этом? Нет. А довели до фермеров  информацию о понижении? Тоже нет. Даже у меня уменьшилась прибыль на 30% из-за этого снижения. Это и есть риски. Если бы было больше ясности: заранее знать о пошлинах, об изменении закупочных и отпускных цен, стоимости топлива - все это может привести к снижению рисков в разы. А мы, фермеры, которые не первый год в профессии, вздохнули бы спокойно.  Я бы понял ситуацию, когда молоко на полках стало бы стоить на 30% дешевле. Но цена остается прежней. Из переработчиков никто не уменьшил цену. А если бы уменьшили отпускную цену, то потребление увеличилось бы в разы, даже летом. В масштабах страны мы бы могли производить молоко и продавать по сниженной цене, если бы те, кто продают молоко и переработанные продукты, снизили цену на соответствующий процент. Их экономика осталась бы в прежнем состоянии.

- Какие у вас планы на будущее?

- Из ближайших: хотим достроить второй корпус коровника. Сейчас у нас и телята, и дойное стадо стоят в одном. А телята начинают подрастать и занимать место не меньше, чем коровы, им пространства уже не хватает. И этот корпус будет специально для молодежи. Вся новая постройка рассчитана на 200 голов дойного стада. И основной план - это расшириться до 200 голов, надеюсь, это удастся к 2025 году. Расширяться, скорее всего, будем с помощью искусственного осеменения. Семя у нас, кстати, с ГЦВ (Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных). Пользуемся преимущественно финской, канадской или отечественной селекциями. Мы уделяем этому очень большое внимание. А если покупаем скот, то для нас одним из факторов также является хозяйство, в котором животных содержат. Развитие, перспективы, прибыль - все это очень важные показатели. Покупаем, в основном, племенной скот. То есть тех животных, которые максимально соответствуют породе. Когда мы были в Карелии, кстати, посещали еще одно хозяйство перед покупкой айрширских коров. Так у них, средние показатели на одну корову - 9 тонн молока в год, за 365 дней лактации. Такими надоями не каждая голштинская корова похвастаться может. Хотя они, как правило, лидеры по количеству молока. В нашем понимании селекция - это одна из важнейших частей работы. Каждой корове нужно внимание: следить за здоровьем, правильным кормом, содержанием. Кстати, добавлю еще пару слов о питании животных. Мы занимаемся заготовкой корма 6 месяцев в году, и, несмотря на все невзгоды и капризы погоды, мы можем заготавливать качественный сенаж, упаковывая его в пленку. То есть мы скашиваем траву, она немного вялиться до определенной влажности, а потом собирается и упаковывается в рулоны с пленкой. Если нет солнца в достаточном количестве, или пошел дождь, то сено вы уже качественно не заготовите, в отличие от сенажа. Да, упадет качество, но мы его сделаем. И на сегодняшний момент мы делаем упор именно на сенаж. Благодаря этому мы можем почти круглогодично обеспечивать животных кормом.

- Как молодым предпринимателям заявить о себе с учетом отдаленности от крупного города?

- Достаточно просто начать, зарегистрировать ИП и познакомиться с соседями-фермерами. Многие боятся конкуренции: я могу ответственно заявить, что на уровне нашего хозяйства, среди достаточно небольших ферм, конкуренции нет. Может крупные агрохолдинги соперничают друг с другом, но мы не занимаемся таким, ведь плывем все в одной лодке. Особенно не конкурируют «молочные» фермеры. Это касается тех, кто не занимается собственной переработкой, а продают молоко на перерабатывающие предприятия. Некоторые фермеры объединяются и уменьшают свои убытки за счет общей логистики, техники и прочих вещей. В принципе начинающие ребята могут работать так, чтобы быстрее развиваться.

Сейчас есть множество грантов, конкурсов, льготных кредитов. Пользуйтесь этим, ведь с такими инструментами заниматься своим делом становится легче и интереснее. Появляется цель: а вот я выйду на уровень 100 голов дойного скота и смогу получить грант как большое хозяйство. Конечно, людей могут пугать юридические аспекты: открытие ИП, поиск софинансирование, подготовка документов для гранта и многие другие моменты. Но дорогу осилит идущий.

Хотел бы обратиться к молодежи: дерзайте, действуйте и ничего не бойтесь. Мы живём в мире санкций, которые усложняет работу. Некоторые уже открыли свое дело сейчас, когда на рынок заходит китайская техника, удобрения и запчасти, необходимо заново выстраивать свою технологическую цепочку. Вы - поколение будущего, которое знает и может больше. Пользуйтесь своими возможностями и  верьте в свои силы, и тогда вы сможете многое!