Нам не фиолетово

«Долгожданные торопыжки» называют их мамы, «ранние пташки» зовут их медики, «вымоленные детки» говорят о них верующие. 17 ноября во всём мире известен как День недоношенных детей.  «СН» присоединяется к акции «Мне не фиолетово», посвящённой этому Дню. Эту историю мы публикуем с разрешения мамы одного из «торопыжек» Александра. Знания о том, что недоношенность — не приговор, очень важны, считает она.

Символом Дня недоношенных детей стали детские носочки. Маленькие детские шерстяные носочки. Это самая первая одёжка малыша-торопыжки. Шерстяные носочки помогают выхаживать малышиков. Во сне они забывают дышать. Шерсть колется и не даёт малышу уйти в глубокий сон. Часто на плакатах изображают ленту из носочков, где среди десяти пар носочков есть одни очень маленькие. Это напоминает, что из десяти детей один, как правило, рождается недоношенным.

Маленький курянин Александр Чернышов родился весом в 1 килограмм в Курском перинатальном центре. Для его мамы это была долгожданная беременность, которая протекала хорошо, и ничто не предвещало беды.

- У нас с мужем долго не было детей, - рассказала мама Саши Елена. - Но мы не отчаивались. Уже подумывали об ЭКО. Однажды я поехала в монастырь Александра Свирского, молилась, заказала сугубый молебен, и спустя 2 месяца по приезду поняла, что беременна.

Потом в семье случилось горе — умерла свекровь. Стресс, похороны, переохлаждение (это было в начале января) и у Елены началось кровотечение. Попала в больницу, удалось восстановиться, ребёнок и мама чувствовали себя хорошо.

- Я выписалась и забыла про это, у меня было нормальное самочувствие, я не тревожилась и пребывала в счастливом ожидании, - рассказывает Елена.
Тревожиться начала, когда ребёнок стал менее активным. На осмотре сказали, что нужно обследоваться. Шла 28 неделя и пришлось снова ложиться в больницу. Оказалось, что подтекали околоплодные воды. Хотя никаких других угроз не было, обследование показало, что в организме мамы всё в порядке.

- Меня вызвали к заведующей и предупредили, что если экстренно не сделать кесарево сечение, то ребёнок замрёт, - вспоминает Елена. - Это было трудное решение, но я решила рискнуть ради шанса, что он будет жить... Когда я очнулась, моя первая мысль была: «жив ли»? Это был разгар эпидемии ковида, детей сразу изолировали и мне пришлось сутки ждать врача, чтобы узнать о состоянии сына.

Заведующий детской реанимацией пришёл и сообщил, что ребёнок тяжёлый, родился с большим недобором веса и шансы малы. Обычно таким детям дают срок 4 суток.

- Когда я его увидела впервые, - продолжает Елена, - во мне всё перевернулось, внутри всё дрожало, но я не плакала. Он был такой малюсенький, как пупсик, и весь утыкан проводочками. Состояние непередаваемое - не понимаешь, будет ли он жить, и от этого очень-очень страшно. Мамочек в то время держали отдельно, хотя в другое время они были бы рядом, но не в ковид. Я была готова отдать любые деньги, чтобы меня пустили к нему, но нет. Я вечером пробиралась тайком к реанимации и просила врачей зайти, чтобы только его перекрестить...

Готовьтесь к худшему - надейтесь на лучшее

Появление ребёнка раньше срока — большое испытание для всех. Это и серьезный стресс для родителей, которые нуждаются не только в качественном лечении их малышей, но и в психологической поддержке. Но именно такие дети, как говорят специалисты, с самого рождения привыкают бороться и побеждать. Но вначале это должны сделать родители. Не замыкаться в своём горе, а действовать.

- Мне некогда было плакать, - вспоминает Елена. - У меня была идея фикс — главное, чтобы был здоров. Я благодарна нашим врачам - они без преувеличения бьются за каждого ребёнка, делают максимально возможное, чтобы вырвать его из лап смерти, а потом сражаются за его здоровье. Реанимация курского перинатального центра - одна из лучших в Черноземье. Они делали всё, что могли, но меня готовили к тем страшным диагнозам, которые обычно ставят таким деткам. Я верила врачам, а мне самой оставалось только молиться, Кстати, со мной вместе молились все мои родственники, друзья, я просила в монастыре Александра Свирского, чтобы сугубо молились за него. В общем за Сашу молился весь мир.

Новорождённому Саше давали 99,9 процентов, что у него будет ДЦП и он не сможет ходить, ещё при рождении случилось кровоизлияние в мозг и могла развиться гидроцефалия. И это ещё не все диагнозы, которые представляют опасность для недоношенных деток.

- Мне только и оставалось, что молиться, потому что пока Саша лежал в детской реанимации, я попала в гинекологию — у меня разошлись швы, - делится Елена. - Это было очень тяжёлое время. Но я думала только об одном - поскорее восстановиться и быть с ребёнком. Тем более, что уже стали разрешать совместное пребывание.

Но и за это нужно было побороться. Пришлось писать в комитет здравоохранения и в перинатальный центр, чтобы разрешили бывать с ребёнком. К этому времени Сашу уже перевели на второй этап реабилитации, а это означало, что он будет жить. Теперь надо было набирать вес, учиться самому, без килорода, дышать.

Ищите и обрящете

Выписали Сашу с весом 2700 гр спустя три месяца. Он был меньше тех новорожденных, которые родились в тот день.
- Когда остаёшься с ребёнком один на один после больницы, накатывает новая волна страхов — что с ним делать без помощи врачей, а вдруг он не заговорит, не пойдёт... Но, слава Богу, мы справились, - говорит Елена. - Пока мы были в больнице, я задавала врачам много вопросов, касающихся Сашиного здоровья. Некоторые диагнозы я вообще не знала и не понимала, что с этим делать. Уже когда выписались, нашла информацию о Центре здоровья детей в Москве, мы выбили квоту и прошли курс реабилитации.

Оказалось, что в Курске тоже есть Центр реабилитации новорождённых. В общем, нужно искать информацию, которой очень мало, и никто не принесёт её на блюдечке. А есть мамы, которые плакали и плакали. А я считаю, что оплакивать ребёнка раньше времени нельзя. Надо действовать!

Сейчас Саша, благодаря врачам и родителям, догоняет своих сверстников. Врачи развели руками: «Чудо!». Ему 3 года и 4 месяца. Занимается в развивающем центре. В садик пока не ходит, но только потому, что его мама против прививок.

- Внешне он меньше сверстников, но не даёт себя в обиду — шебутной, заводила, отстаивает свои права, - делится Елена. - У него пострадала моторика, он позже сверстников стал ползать, ходить и говорить. Но врачи подтвердили мне, что ребёнок перспективный и совершенно здоров.

Недавно у Александра появился маленький брат Арсений, который родился в срок.

- В роддом я взяла вещи старшего братика, но когда примерила, чуть не расплакалась, на 4-х килограммового Арсения все вещи были малы. Пришлось по видеосвязи с мужем срочно выбирать ему новый гардероб.

Когда маленькому Саше исполнилось два годика, родители на день его рождения поехали в монастырь Александра Свирского поблагодарить и поделиться своей радостью.
- Но матушки не удивились, когда я им сказала: «Чудо произошло!», - поделилась Елена. - Они заулыбались: «Мы привыкли. У нас таких Лен с Сашами каждый день по 10 приезжает. И мальчики Саши, и девочки».

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучитесь, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят» (Мф 7:7–11).