#Носим_русское #Носим_КУРСКОЕ!

В преддверии Дня России  редакция «СН» провела онлайн марафон «Носи русское!». Мы не ставили целью пересчитать количество участников, но эта цифра радует. Самое главное, мы хотели показать красоту, многообразие и уникальный колорит традиционных русских и особенно курских нарядов. А заодно поговорить с курскими дизайнерами, художниками, модельерами о том, как сохранить уникальный культурный код, который передавали через крой, орнаменты, вышивку наши предки, и как он вписан в нашу повседневность теперь.

Большая удача — найти человека, который знаком с культурными народными традициями, вырос на них или получил навык создания знаковых предметов от старшего поколения.

В первую очередь мы отправились к Екатерине Черноок,  в  Областной дом народного творчества. Екатерина руководит курским клубом  народного костюма «Русская традиция», много лет ездит в экспедиции, изучает многообразие народного костюма России, и Курской области в частности. Она восстанавливает и делает реплики аутентичных нарядов, головных уборов и украшений. Кстати, многие из своих работ она носит и в повседневной жизни. Чтобы беседа не была голословной, Екатерина предложила на себе прочувствовать «культурный код», примерив праздничный костюм села Илёк Беловского района Курской области.

 

Всё лучшее сразу

«Сборы» длились полчаса, начиная от шерстяных чулок, заканчивая головным убором, состоящим из четырёх частей.

Чулки, рубаха, сарафан, две завески(хвартуки), три(!) пояса и несколько подпоясок и газовых платков, лапУшка, манисты, головной убор, который включает в себя: позатыльник, кичку, седловидный кокошник (как его называют в Ильке «кукошник»), венчает всё это «твет» - венок из искусственных цветов. Конструкция для удобства подвязывается атласной лентой, завязанной под подбородком на бант.

Когда стоишь в таком наряде, вспоминается фраза «надела всё лучшее сразу». А ведь в этом костюме женщина ещё должна была плясать в карагоде! Для современной женщины это - то ещё удовольствие! А для наших прабабушек каждая деталь наряда имела смысл, без которого комплект был бы неполным.

- В наши дни такая одежда утратила своё практическое применение, но  в повседневную моду из традиции перешло наше женское мышление, - делится Екатерина. - До сих пор русскую женщину отличает желание одеваться красиво, добротно и богато. В старину в одежду и украшения вкладывались, она была свидетельством благополучия. По сути, ничего не изменилось. Мы любим красивые вещи, выходим на улицу нарядно одетыми, даже в магазин. Наша психология, наработанная веками, сохранилась. Если за границей видишь красиво одетую женщину, то, скорее всего, она русская! Из «удобно» и «красиво» наша женщина выберет последнее. Екатерина рассказала, что бывала по работе в Израиле, общалась с дизайнерами и мастерами, и  израильтяне  благодарны русским за то, что они привнесли в их жизнь эстетику  красивой одежды.

А что такое современная свадьба, как не отголосок старинных традиций? Девушка надевает в этот день особое, богато украшенное, гипертрофированно нарядное платье, которое предназначено только для этого дня и больше она его не наденет никогда.

В советское время традиционный русский костюм был обесценен  и упрощён  до сарафана и кокошника, которые стали символами народности. На деле – в сундуке среднестатистической  женщины лежали наряды на все случаи жизни – повседневный, праздничный, для церкви, для карагода, траурный, девичий, женский, старушечий.  Считалось неприличным заявиться в гости в рабочей одежде или прийти на похороны в праздничном.

- Иногда перед  молодой женщиной стояла сложная задача: например, молодая вдова собиралась на праздник, ей надо было и одеться нарядно, и  показать что она в трауре, но ещё молода и ей рано носить старушечье. что бы рассказать о том, как она справлялась с этой задачей, потребуется отдельная статья.

В современном мире нет таких требований в одежде. Сохранение народных  традиций  и промыслов, переосмысленных  в современном ключе, — это, скорее, возможность вернуться к своим корням, сохранить историю и самоидентичность. Сейчас многие дизайнеры и модельеры адаптируют народные традиции в своих работах.

 

Перезапуск народныхтрадиций

Курская модельер Екатерина Ребежа известна своими яркими самобытными работами, большая часть которых основана на этнике. Екатерина путешествует по стране и идеи для своих коллекций черпает из народных традиций, промыслов и обрядов.

Одна из ее коллекций носит название «Дремучие головы севера». Она родилась из этнографических зарисовок после поездки по деревням  Русского Севера. Центром ее проекта стал артефакт исторического наследия охлупень - деталь, венчающая кровлю в традиционной русской избе.

«Сегодня серебристое дерево со следами мха и лишайников кренится к земле, а покосившиеся «князья» грустно «клюют носом» с высоты», - пишет Екатерина о своём проекте.

Чтобы творения мастеров деревянного зодчества не были утрачены навсегда, у Екатерины родилась мысль создать серию этнографических зарисовок и выпустить в тираж!

Северные обереги легли в основу стильных принтов на одежде от бренда REBEZHA.

- Дизайн изображения заключается в обобщении  деревянных скульптур - охлупней с народными ремёслами Севера: мотивами Мезенской росписи, геометрических узоров бранного ткачества, и плетения на бёрдышке. Екатерина рассказывает: «Это даёт общее представление об эстетике и традициях края. Пока мы помним - ремёсла будут жить».