Успокойте себя, а потом ребёнка

Как без стресса войти в школьный режим, рассказывает психолог  Елена Масолова, рекомендованный терапевт Санкт-Петербургского института Гештальта, автор программы по работе с родовыми программами.

По данным исследований, большинство детей (56%) полностью адаптируются к школе за первые месяцы учёбы, 30% требуется полгода, а у 14% процесс растягивается на целый год.
- Действительно, первый класс - это серьёзный стресс, который зачастую недооценивается родителями, - подтвердила Елена. - При Министерстве образования была создана целая лаборатория, куда входили психологи, врачи, физиологи и другие специалисты по детскому здоровью. Они выяснили, что когда ребёнок адаптируется, например, к детскому саду, он испытывает такие перегрузки, при которых иммунитет падает на 15-30% и не восстанавливается. Это перегрузка, сравнимая с той, что испытывают космонавты. Именно это сравнение и приводилось. За время учёбы их три: детсад, школа, а затем вуз. Родителям нужно это понимать и, исходя из этого, строить взаимоотношения с ребёнком, если они хотят помочь ему и себе пройти эти периоды легко.
Есть очень хорошее правило «Сначала наденьте маску на себя, потом на ребёнка». Именно такую инструкцию дают пассажирам в самолётах на случай внештатных ситуаций. Всё логично - ведь чтобы помочь тому, кто рядом, вы должны быть в состоянии это сделать. Если посмотреть глобально, то этот посыл можно спроецировать на жизнь в целом. Поэтому первый совет родителям школьников - успокойтесь, в первую очередь, сами. Может быть, наша несложная инструкция поможет вам в этом.
Давайте остановимся на том, чего делать нельзя.
- Под запретом должны оказаться негативные разговоры о школе - обсуждения в присутствии детей школьного распорядка, учителей, системы образования и любых других вещей, которые создадут негативную ауру вокруг школы для ребёнка. Особенно это касается первоклассников - они пока ещё не знают, что их ждёт и считывают отношение и настроение родителей, - советует Елена.
Не нагружайте ребёнка сразу всем - учёбой, кружками и секциями. Хотя бы первые полгода.
- Это большая ошибка, когда родители хотят ребёнка с первого класса отдать во все возможные кружки, как будто боятся не успеть. Моя самая важная рекомендация - в первом классе оставить только школу и всё. Даже стараться не ходить в гости часто, по крайней мере, на неделе, когда ребёнок учится, и не приглашать к себе гостей. Дайте ему возможность гулять, играть, общаться с тем, с кем он привык. Эта рекомендация, кстати, поможет и родителям не испытывать лишний стресс. Лучше время, которое вы потратите на кружки, провести с ребёнком - ему это более необходимо.
А теперь о том, как поддержать школьника и создать комфортную среду.
Позитивный настрой. Сделать подготовку к школе увлекательным процессом и делать акцент на том, что интересного ждёт ребёнка в школе. Искать плюсы и на них обращать внимание, потому что ребёнок сам не в состоянии их вычленить.
- Я сама не очень любила школу, - поделилась Елена, но когда пришла пора идти в первый класс моей дочери Маше, я настолько включилась в эту игру - «школа - это интересное приключение», что сама в это поверила. У Маши не было трудностей с учебным процессом, она с удовольствием ходила в школу.
Дать ребёнку доиграть. Сейчас учебный процесс начинается с детского сада, но там он проходит в игровой форме. Резкая смена режима дня - тоже стресс.
- Ребёнку очень сложно усидеть сорок минут. Моя дочь Маша училась в классе, где лежал ковёр, и у детей была возможность на перерыве полежать, поваляться на этом ковре и просто поиграть в игрушки. Это несложно организовать родителям, поговорив с классным руководителем. Некоторым детям надо, наоборот, выбегаться - на перемене или после уроков. Но было бы ошибкой отдавать таких детей в спортивные кружки и секции прямо на первом году обучения. Спорт - это строгая дисциплина и одно напряжение сменяется другим. Активность должна быть лёгкая, чтобы дать ребёнку снять напряжение.
Рутина бывает полезной. Психика на стресс реагирует легче, когда мы делаем одинаковые монотонные привычные действия: подъём в одно время, завтрак по расписанию, вещи на привычных местах. Поэтому включить в распорядок больше режимных моментов - это хорошая идея, которая, кстати, поможет и родителям избежать утреннего стресса от сборов в школу.
- Если до этого в семье не было какого-нибудь общего ритуала, как, например, вечернее совместное чаепитие, то хорошо бы было его завести, - продолжает Елена. - За пару часов до сна почитать книгу, попить чаю, пообниматься и, может, сделать массаж. Потому что тело реагирует на эмоциональные перегрузки, и нужно это напряжение снять. Ну или подраться подушками, если вашему ребёнку, наоборот, нужно перед сном активности.
Всё вышесказанное не должно превращаться для родителей в тяжкий труд служения школьному процессу и школьнику. Чуть больше, чем обычно, внимания, чуть больше ласки, чуть больше терпения и всё будет хорошо.