Рекордное подорожание топлива
- Справочное бюро
- 08 сентября 2023 г.
В Курской области, как и в некоторых южных регионах страны, отмечен резкий рост цен на ГСМ. В частности, значительно подорожало дизельное топливо, которое используют аграрии. На некоторых заправках оно исчезло вовсе. В разгар уборочной кампании подобная ситуация грозит обернуться серьёзными последствиями. Чем она вызвана и можно ли решить проблему на региональном уровне, выясняла «СН».
Для разъяснения ситуации мы обратились к депутату областной Думы Алексею Земцову, который организовал встречу со специалистами отрасли.
- На данный момент оптовые закупочные цены на топливо выросли практически в два раза, - рассказал менеджер компании «Центр-трейд» Игорь Ефремов. – У нас есть международная товарно-сырьевая биржа в Санкт-Петербурге, на ней заводы выставляют объёмы, брокеры и частные организации закупают там топливо. Ранее объёмы договоров составляли 50-60 в стуки, на данный момент их 10-12, то есть объёмы снизились в пять раз. Другими словами, продукт на биржу не поставляется.
По данным на 5 сентября, минимальная биржевая цена на АИ-92 составляла 50 руб.60 коп. за литр (без учёта транспортных издержек). На курской нефтебазе оптовая цена сегодня выше, чем розничная. То есть на заправках бензин стоит дешевле, чем предлагают оптовые поставщики. При этом объём для частных сетей и сельхозпроизводителей не выдаётся.
- Каковы причины, я думаю, мы можем только догадываться, - отметил представитель компании «НефтьРегион», занимающейся оптовыми поставками топлива, Владимир Гончаров. – Курская область – это не нефтедобывающий регион, поэтому внутри нашего региона причин быть не может. Есть информация, что увеличился экспорт, поэтому создался дефицит. Также сообщается, что некоторые нефтеперерабатывающие заводы встали на плановый ремонт. Так это или нет, мы не можем судить, потому что очень далеки от них.
Депутат Алексей Земцов попытался связаться с генеральным директором «РН-Черноземье», чтобы понять происходящее и, возможно, как-то в ручном режиме помочь сельхозпроизводителям.
– Мы три раза звонили, но ответа так и не было, - рассказал Алексей Юрьевич. - Хочется верить, что человек сильно занят, потому что как раз решает эту проблему. Но в целом, я думаю, решение должно быть принято на самом высоком уровне – на уровне Правительства. Так как они владеют большей информацией. Необходимо учесть интересы граждан, но и не забыть про нефтяную отрасль, в которой работают тысячи людей, начиная от тех, кто добывает, и заканчивая теми, кто доводит топливо до конечного потребителя.
Чтобы снизить зависимость от бензина и каким-то образом сгладить последствия от роста цен, населению предлагают рассмотреть варианты перехода на альтернативные источники энергии, в частности, на переоборудование автомобилей под газовое топливо. Цены на него, конечно, тоже растут, но не так быстро. К примеру, сейчас цена газа за литр в зависимости от заправки составляет от 23,90 руб. до 26 руб. (на бирже она составляет 21 руб.), в то время как на дизельное топливо цена колеблется по разным заправкам от 58,50 руб. до 61,95 руб. (цена на бирже - 68,30 руб.). То есть сложилась уникальная ситуация, когда цена дизтоплива на бирже выше, чем цена в розницу. Хотя у компаний должна быть определённая маржинальность, чтобы содержать штат сотрудников, покрывать транспортные расходы и уплачивать налоги.
- Многие поднимают цену, чтобы сохранить хоть какой-то объём топлива, потому что есть контракты и обязательства по ним, и их нужно выполнять, - пояснил Алексей Земцов. – Например, в районах Курской области, где нет представителей крупных компаний, солярка стоит уже выше 70 рублей. В Воронеже цена уже 71,50 рубля. И есть опасения, что это ещё не предел. Поэтому однозначно требуется вмешательство в эту проблему на самом высоком уровне.
Делать прогнозы относительно дальнейшей стоимости топлива сегодня не берётся ни один эксперт, но мнения сходятся в одном – цены, которые мы наблюдаем сейчас, возможно, ещё не пиковые. А это чревато повышением цен на товары народного потребления, особенно это касается товаров с высокой долей транспортной составляющей цены.