Опасные разговоры: вам звонят мошенники!

Дистанционное мошенничество становится все более серьёзной проблемой: по данным экспертов в области кибербезопасности объем мошенничества в России на сегодня оценивается в сумму от 55 до 150 миллиардов рублей в год. Почему люди доверяют мошенникам и как избежать опасных разговоров? 

СН» проконсультировалась с Романом Ледовским, сотрудником отдела уголовного розыска по Курскому району.

Сотрудник банка не звонит первым

– Самая популярная схема дистанционного отъёма денег – звонок от «сотрудника службы безопасности банка», – поделился Роман. – Этот прием уже хорошо известен, но люди продолжают попадать в ловушку.
Преступник сходу огорошивает заявлением о том, что с карты клиента прямо сейчас пытаются списать крупную сумму, и ,чтобы этого не случилось, надо назвать звонящему номер карты, CVV-код и код из СМС. Так аферисты получают доступ к денежным средствам клиента.
Помните: никакой сотрудник банка не будет звонить клиенту. Если есть подозрение, что орудуют мошенники, карту просто заблокируют.

Пароли не называть!

– Сейчас набирает обороты вид мошенничества с использованием сайта «Госуслуги», – рассказал Роман. – Преступник звонит и предлагает клиенту продлить sim-карту, якобы срок её действия заканчивается. Далее просит зайти через госуслуги и сообщить код входа. Таким образом в руках мошенников оказывается информация, которая хранится в личном кабинете. Далее изучив документы и кредитные истории, преступник решает каким образом заставить клиента перевести ему деньги.
Помните: пароли от личных кабинетов нельзя сообщать никому. Официальные лица никогда этого не требуют.

Не верьте ссылкам из Telegram

– WhatsApp и Telegram — новое для интернет-мошенников пространство, – продолжил Роман. – Буквально пару месяцев назад появилась новая рабочая схема мошенничества.
Злоумышленники, получив доступ к абонентскому списку потенциальной жертвы, создают фейковый аккаунт и делают рассылку от имени начальника. Просьбы могут быть разные, но цель одна — срочно перевести деньги. Также пишут родным с просьбами о помощи.
Недавно таким образом пострадала жительница Курского района, которая получила послание от «брата»: «Сестра, помоги, ситуация сложная, подробности позже». Женщина перевела 30 тысяч рублей. Хорошо, что благодаря профессиональной работе сотрудников уголовного розыска Курского района, преступник был найден в Ростове. Ущерб был возмещён. На это потребовалось около 2-х месяцев.
Помните: если вас что-то насторожило — обороты речи, не свойственные «начальнику» или «родственнику», странные просьбы — нелишним будет перезвонить или отправить сообщение из другой сети.

Старая схема с услугой «курьер на дом»

– В последнее время «вернулась» в обиход мошенников старая схема с попавшими в ДТП родственниками, которых нужно «отмазать», – сообщил Роман. –Но теперь преступники не просят переслать деньги, а присылают курьеров на дом. Недавно в Курской области были арестованы два студента, которые решили подработать такими «курьерами». Работу им предложили в ватсапе.
Помните: не суетитесь, обычно преступники давят на собеседника: «Быстрее, деньги нужны срочно!» или кричат в трубку «Мама, я попал в аварию!». Выдохните и перезвоните родным.

Пробрались и на «Авито»

Недавно сотрудники уголовного розыска Курского района расследовали дело о мошенничестве через сайт Авито. Житель Курского района заказал стройматериалы на 29 тысяч рублей. Перевел деньги, а товаров не получил. Мошенник оказался из Нижегородской области. Стройматериалов он не дождался, но деньги ему вернули.
Помните: не переводите деньги напрямую продавцу, часто 100-процентную предоплату просят мошенники.

Действуют по старинке

Кибер и телефонные мошенничества занимают львиную долю в способах отъема денег, но преступники продолжают действовать и по старинке.
– Примерно раз в два месяца в районе происходят кражи в домах пожилых людей, – рассказал Роман Ледовской. – Схема старая: обычно приходят две женщины и предлагают старикам услуги. Одна проходит в комнату и заговаривает клиента, другая — обыскивает дом.
Помните: если к вам приходят в дом чужие, то держите их в поле зрения. Второго человека попросите подождать за дверью.