Куклы со смыслом семейной мастерской Власовых

В Курске прошёл Международный Фестиваль «Doll festival: культурный  код в национальной кукле», на котором были представлены и «куряночки» семейной мастерской Власовых.

Авторские куколки-колокольчики Власовых очень узнаваемы — их часто можно встретить на разных выставках. Ладных персонажей в русской одежде охотно раскупают на сувениры. В чём их притягательность и какой культурный код в них зашифрован, мы поговорили с Галиной и Полиной Власовыми. Это мама и дочь, а керамическая мастерская Власовых — общее семейное дело. 30 лет назад, когда Галина работала преподавателем, ей в руки попал новый материал — глина, который оказался сложным, но интересным.

Сначала это были глиняные поделки-свистульки, а потом захотелось воссоздать образ русской женщины в керамике, так родилась первая барышня. Тогда мастерица её «наряжала» в стилизованный русский костюм. Получился хороший сувенир — барышни были с характером, но глубина образа появилась потом, кода мастерицы стали изучать особенности национального костюма и добились в своих работах максимального приближения к подлинному русскому образу. Теперь керамические куряночки, тулячки, воронежские барышни - не просто сувениры на память, а носители того самого культурного кода, о котором сейчас так много говорят, — настоящий путеводитель по историческому национальному костюму.

– Мы теперь охотимся за любой информацией на тему народной культуры, обрядов и традиций. - рассказала Галина. - Очень ценые материалы о традициях Курского края привозят из этноэкспедиций сотрудники ОДНТ. Ждём их с нетерпением. Это позволяет нам создавать исторически правдивые образы до мельчайших деталей.

Полина познакомилась с керамикой ещё в детстве. Глядя на маму, она пыталась делать поделки для себя и кукол.

– Вначале это были бирюльки, кукольная посуда, утварь, - рассказала она. Затем мне понравилось делать композиции. Например, одна из них - история учёных индюков. Почему этот образ, не помню уже. Но фигурки получались харАктерные, расссказывающие целую историю в керамике.

Подростком Полине было не до лепки, всё время занимала учёба, а ещё — музыка, хореография, изобразительное искусство. После университета, помогала маме расписывать кукол, а потом начала и сама лепить.

– Изготовление игрушки не ограничивается просто лепкой и росписью, - говорит Полина. - Когда погружаешься в изучение традиционой культуры, процесс становится ёмким, затягивает. Вот, например, наша коллекция кукол, которую мы выставили на фестиваль. Берёшь одну куклу и о ней можно говорить долго. Это целая история.

Перед нами на столе нарядные барышни в разнообразных костюмах. Благодаря нашим публикациям, мы узнаем куряночку в традиционном костюме села Илёк — на ней плиссированная юбка и нарядный «хвартук» в оборочку, а на голове «квет». За пояс заткнуты нарядые пояса.

– Чем больше поясов, тем наряднее, - поясняют мастерицы, - такой костюм надевали на праздники.

Рядом стоит саянка — рукава в пол. Есть такая этническая группа в Курской области, которая живёт, например, в Поныровском рай-оне, есть саяны и в Медвенском.

- Саянский костюм и обычаи очень интересны, - рассказала Галина. - Например, рубахи они шили с длиными рукавами, как на нашей куколке. Эта саянка собирается на праздник, видите, рукава опущены, рук не видно, много не наработаешь! А в будние дни, чтобы управляться, рукава засучивали вверх. Когда я общалась с работницей библиотеки в Поныровском районе, она рассказала, что классические, самые простые сарафаны (их в Курской области так и называли «саяны») делались из большого куска атласной ткани, присборенного на груди. Этих сарафанов, в отличие от плиссированых ильковских, уже не встретить, после войны они все пошли на изготовление одеял. Вот такие интересные факты истории узнаёшь, когда работаешь над образом куклы.

Детали в изготовлении куклы играют очень большую роль. Народный курский костюм, например, состоит из огромного количества элементов, которые надо учесть для правдоподобности образа. Поэтому мастерицы лепят различные подпружки, покромки, лапУшки.

– Важно даже то, как повязан платок, - уточняет Полина. - С понёвным комплексом, который больше характерен для южных регионов платок повязывали назад, а с сарафаном на платке делали узел спереди. А знаете, у какой женщины самый яркий и украшенный наряд? У той, которая ожидает первенца. Рождение первого ребёнка было очень важным событием. Для того, чтобы он родился здоровым и пригожим, женщина надевала всё лучшее и красивое сразу.

В коллекции Власовых много керамических кукол, представляющих русских женщин из разных регионов страны, образы которых тщательно собирались. Недаром они так притягательны. Психологи говорят, что народные куклы способны пробудить нашу родовую память и понять кто мы есть, где наши корни. Керамические куколки Власовых помогают ответить на эти вопросы, они как капсулы времени несут в себе огромный информационный заряд, который поможет не терять связь со своими предками.