Огонь в печи – жива изба

На Руси печи отводилась важная роль в деревенском укладе жизни. Она кормила, лечила, очищала. На ней же ночью укладывались спать, зачастую место доставалось либо самому старшему и уважаемому члену семьи, либо тем, кто болен. Сегодня же русская печь всё больше уступает место газовому оборудованию, а вместе с тем уходит в прошлое и профессия печника.

Фундамент

Прообраз современной печи, как утверждают археологи, появился около четырёх тысяч лет назад. Именно тогда человек догадался «загнать» огонь под глиняный свод. Намного позже, в IX-X веках нашей эры печи стали по своему виду более приближены к тем, что ещё не так давно красовались в каждой деревенской избе. Печь на Руси всегда играла сакральную роль – она была душой домой, в печи парились, ворожили, сушили зерно, травы, грибы-ягоды, печка своим теплом лечила от хвори. В лютые морозы возле печи согревали новорожденных домашних животных. Кроме того, согласно народным поверьям, за печкой жил домовой – хранитель домашнего очага.

Большое место всегда отводилось печке в русском фольклоре. Здесь и сказки («По-щучьему велению», «Гуси-лебеди», любые истории про Бабу-Ягу), и пословицы – поговорки («Хочешь есть калачи – не сиди на печи»). Но и сегодня люди не меньше тянутся к огню. И хоть русские печи уже не пользуются прежней популярностью, в новых домах часто появляются камины.

Кладка

Сложить печь или камин не так просто, как кажется на первый взгляд. Важна каждая деталь: от раствора до ширины трубы. И те, кто задумываются не только о декоративной функции, но и пользе, а также безопасности камина или печи ищут по сёлам истинных мастеров. Готовясь к этой статье, мы тоже долго искали. Но оказалось, что даже не во всех сельсоветах остались такие люди. Зато сразу несколько жителей Курского района направили нас в село Полянское к Анатолию Козлову. Его руками сложена не одна печь не только в Курском районе, но и в Курске. Ему доверил свой очаг и отец депутата Курской областной Думы – Владимир Александрович Лобзов. Правда, Анатолию Михайловичу уже 85 лет, поэтому сейчас он только руководит кладкой, делает расчёт, а вот класть кирпич разрешает молодым мастерам.

- Печная кладка — как работа хирурга, белая глина делает руки белыми, хорошая работа, тебе подносят кирпич, раствор, - делится Анатолий Михайлович.

Действительно, в деревнях к печникам всегда относились с уважением. Новая печка в доме – целое событие! Если у кого-то кладут печь, то обязательно зайдёт кто-либо из соседей с предложением помощи. Сам Анатолий Михайлович сложил свою первую печь более 50 лет назад в родительском доме, а воспоминания яркие до сих пор:

- Разломал я старинную плиту у себя дома, матушка испугалась тогда, говорит: «Как же мы теперь?». Ну а я делать начал, потихоньку, как получалось. Клал рядок, записывал, высчитывал, сам глину разводил, пробовал – как лучше. Может и кривовата немного печь вышла, не было у меня уровня, делал по отвесу, но всё же хорошо получилось. Особенно для первого раза. А уж потом учиться начал, искал книжечки, брошюрки разные, да и люди мне помогали найти литературу.

Чуть позже Анатолий Михайлович познакомился с конструктором печей Данилой Ширковым, от которого и получил большинство знаний. Именно Даниил Андреевич изобрел конструкцию печи «Чайка», главная особенность которой в том, что кислород поступает в печь с чердака. Ширков просчитал всё до мелочей – сколько нужно кислорода для сгорания килограмма углей или древесины, какой размер должен быть у печи, чтобы обогреть комнату определённой площади, как правильно устроить духовку и дымоход.

- Это надо рассказывать, я хочу поделиться секретами со всеми, кто будет учиться, - заверяет нас Анатолий Михайлович, – вот например, раствор – это важная составляющая. Берёшь ведро глины наливаешь воды, оставляешь на сутки раскисать, потом подмешиваешь песок. Только горный, ни в коем случае не промытый. Когда от мастерка отскакивать начинает – добавляешь ещё ведро глины. Примерно один к одному получается, но важна технология, именно такая последовательность, это замечательный раствор!

Дымоход

Секреты мастерства Анатолий Михайлович сейчас рассказывает молодым. На память помнит все цифры – какой ширины, глубины и высоты должен быть камин, какой разделка – чтобы топка была безопасной. За долгие годы своей практики он клал печи и в детских садах, и в школах, и в домах, конечно. Напоминает, что асбестовая труба – не лучшее решение, дымоход должен быть из кирпича – а последний ряд, обязательно на сужение, чтоб конденсата не было, и непременно говорит о задвижках – нельзя их закрывать, ни в коем случае, иначе углекислый газ в дом пойдёт, и случится беда.

Вспоминали с Анатолией Михайловичем и про профессию трубочиста. Зародилась она давно, еще в VII веке в Дании, но сейчас совсем потеряла актуальность. Хотя дымоход чистить нужно обязательно, об этом напоминают нам соответствующие документы о правилах пожарной безопасности. По мнению Анатолия Михайловича, как и триста лет назад, лучшим инструментом для этого является 1,5-килограммовая гиря, подвешенная на верёвке или тросе.

Анатолий Михайлович с большой любовью рассказывал о сложенных им печах, попутно вспоминая хозяев и рассказывая маленькие истории про них. Сложилось впечатление, что, несмотря на долгие годы работы, он помнит каждого человека и каждую печь, в которую он вложил не только свой труд и время, а непременно частичку своей души. Очень ценно, что рядом с нами всё ещё есть люди, готовые делиться с нами опытом, мудростью и теплом.