Так одевались победители!

Время. Оно не щадит людей, зато оставляет предметы – как напоминание о том, что всё-таки это было: война, смерти, поломанные судьбы, надежда на лучшее и, наконец, Победа. Предметы позволяют нам немного рассказать о том, какими они были – наши Победители. Благодаря проекту «Красавица Победа» в нашей редакции появилось платье с историей, которое носила красивая молодая женщина, прошедшая Великую Отечественную войну – лейтенант медицинской службы, военфельдшер Мария Никоновна Зотова (на фото). Накануне Дня медика и 22 июня – Дня Памяти и скорби, мы немного расскажем о наряде и его хозяйке.

Хрупкая красавица с волевым характером

- Мария Никоновна была небольшого роста, очень хрупкая, но по характеру, как говорится, кремень, - рассказывает о фронтовичке создатель музея в Полянской школе Юрий Владимирович Дегтярёв. – Пока позволяло здоровье, она приходила в школу на уроки мира, рассказывала ребятам о войне. А уже пожилая была, ходила тяжело. Так ребята к ней подбегали с предложениями помочь, но она всегда отказывалась – мол, я сама!

Эта маленькая и хрупкая женщина являлась участницей Сталинградской и Курской битв, обладательницей таких наград, как два ордена Красной Звезды, медали «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», «За взятие Кенигсберга». И это далеко не все награды!

По словам Юрия Владимировича, Мария Никоновна не любила подробно рассказывать о своей службе, что ещё и о её скромности говорит. Единственное, она всё время подчёркивала, что в Курскую битву не выносила раненых бойцов с поля боя, а вот во время сражений в Сталинграде – да.

Когда этой героической женщины не стало, её родные принесли личные вещи в музей. Среди них была и одежда: китель лейтенанта медслужбы, кожаная куртка и несколько платьев. Одно – особенно нарядное, шёлковое, украшенное сверху кружевным бантом, с рукавчиком «фонариком» Юрий Дегтярёв любезно предоставил нам для детального изучения.

А наряд-то довоенный

С платьем мы обратились к специалисту – главному костюмеру Курского драматического театра имени А.С. Пушкина Маргарите Рузановой.

Маргарита в свою очередь подготовилась к нашей встрече: принесла несколько нарядов, обувь и аксессуары 40-ых годов из собственной коллекции.

- Ваше платье действительно сшито ещё до войны, - подчёркивает Рита. – Потому что, во-первых, ткань натуральная – шёлк, во-вторых, швы не обработаны. Дело в том, что не было в то время оверлока – такой функцией швейные машинки не располагали, поэтому, край либо обжигали, либо обрезали специальными «фигурными» ножницами.

Маргарита Рузанова также обратила внимание и на то, что сбоку на платье нет молнии – вместо неё ряд кнопочек.

На вопрос о том, что было характерно для одежды послевоенных времён, моя собеседница отвечает:

- Во-первых, натуральные ткани: шёлк, крепдешин, лён, хлопок, ситец, шерсть, начиналась и первая вискоза (но её позволить могли себе только очень обеспеченные люди). Что касается кроя, то в моде была женственность: расклешённые юбки, приталенный силуэт, рукав «фонариком», неглубокий вырез, длина платья гораздо ниже колена. В первые годы после войны делали в женских пиджаках подплечники – чтобы плечи казались шире – дань военному времени, но это не долго.

Помимо платья каждая модница располагала в своём гардеробе костюмом: пиджаком с юбкой.

- У многих было два варианта костюма – зимний из шерсти и летний из более лёгкой ткани, - замечает Рита.

А где твоя менингитка?

В послевоенное время почти все дамы не выходили из дома с непокрытой головой. Девушки повязывали себе косынки и тюрбаны. А более стильные дамы носили шляпки.

- Изящные головные уборы нужны были не только для красоты и защиты от солнца, но и для дела: они держали причёску, - раскрывает секрет Маргарита Рузанова. – В то время не было лаков, пенок, других средств укладки, поэтому шляпка защищала причёску от ветра. К слову, такие шляпы не защищали голову от холода, поэтому назывались девушками между собой «менингитками».

Ботики с секретом

Об обуви разговор особый.  Кстати, белые носочки представительницы слабого пола в СССР носили не для красоты (подобная мода была только в нашей стране, ни во Франции, ни в Германии девушки их не носили), а исключительно по делу. Кожа, из которой делали обувь (самая известная фабрика называлась «Скороход»), была настолько грубой и жёсткой, что натирала кожу ног, а с носочками дело обстояло не так сложно.

У послевоенных модниц были ботики, сделанные из каучука, которые надевались в непогоду прямо на туфли. В них даже выемка была для каблука! Пройдя по дождю или снегу, девушка снимала в помещении прорезиненные ботики,  оставляла их вместе с верхней одеждой в гардеробе, а сама дальше шла по своим делам в изящных и, главное, сухих туфельках. Эх, какой лайфхак пропадает!

А с мужской модой всё проще

Поговорили мы с Ритой и о мужской моде. С ней всё оказалось очень просто.

- Мужская мода настолько консервативна, что в ней мало что меняется. В основном претерпевают изменения детали костюма: посадка брюк, ширина плеч и штанин, вырез лацканов. И периодически входят в моду то блузы, то рубашки, - отмечает моя собеседница. – Даже верхняя одежда, те же куртки, похожа на современную.

Однако, мужчины также всегда покрывали голову: картузами, кепками, шляпами.

Вот такое переосмысление

Были, конечно, и трофейные части женского гардероба. К примеру, бельё.

- Дело в том, что советского человека данные части гардероба привели к переосмыслению. Потому что люди вдруг поняли, что бельё не только служит для удобства, но и для красоты, - подчёркивает Маргарита Рузанова. – Те же комбинации. Они делали платья непрозрачными и в то же время согревали в холода. И каждая была настоящим произведением искусства. 

Можно ещё долго рассуждать, рассматривать, изучать. Но главное одно: несмотря на времена и обстоятельства, женщины стремились быть красивыми, и при этом были таковыми!